ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ
ДЕНЬ ЗА ДНЕМ
КУРСЫ ВАЛЮТ
"СЕЙЧАС СКАЖУ!"

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЯЗЫКА. ЧТО ЭТО?
(СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА)

Данные последних лет свидетельствуют о постоянном  росте количества детей с нарушением речи. Очень часто ребёнок не может произнести звук из-за слабых мышц губ, щёк и языка. Тогда нужны укрепляющие упражнения. Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие – увеличить объем и силу движений, третьи – вырабатывать точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениям некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалистов: логопедов, дефектологов.

 

Желательно артикуляционную гимнастику выполнять перед зеркалом, т.к. ребёнку необходимо видеть, что делает язык и в виде сказки или со стихотворением. Попробуйте сами перед зеркалом проделать упражнения, задаваемые ребёнку. Не всегда это легко и просто — уважайте труд малыша и не забывайте хвалить не только за результат, но и за старание. Взрослый читает название, а ребёнок показывает упражнение. Добивайтесь правильного выполнения.

 

Заниматься следует ежедневно 7-10 минут.

 

Все упражнения проводятся в виде игры. Запрещено принуждать ребенка заставлять заниматься. Необходимо заинтересовать: «Давай поиграем с язычком…», или просто покривляться у зеркала: «Смотри, как я умею».

 

Сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4-5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому.

 

Выполняя их, используйте ладонь своей руки и руку ребёнка, имитируя движения языка. 

 

Артикуляционные упражнения делятся на статические и динамические. Первые направлены на удержание артикуляционной позы в течение 6-10 секунд, вторые требуют ритмического повторения по 6-8 раз движений, координации, хорошей переключаемости.

 

Статические упражнения это упражнения, где ребенок выполняет определенный уклад, позу щек, губ, языка. Например:

- «Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

- «Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

- «Горка», «Киска сердится». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

- «Окошко». Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

- «Грибочек». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

 

Статические упражнения должны удерживаться ребенком в течение 7-10 секунд, то есть мало показать, главное — уметь удержать позу. Например, говорим: «Ты будешь выполнять упражнение, а я буду считать».

 

Динамические это упражнения, где необходимо правильное движения щек, губ, языка. Например:

- «Маляр». Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения языком вперёд-назад. Губы и нижняя челюсть неподвижны, работает только язык («кисточка»). Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, но не высовывался изо рта.

-«Часики», «Маятник». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбочку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

-«Качели». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку либо к верхним и нижним резцам.

-«Катушка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.

-«Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

-«Чистим зубки». Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения языком вперёд-назад. Губы и нижняя челюсть неподвижны, работает только язык («кисточка»). Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, но не высовывался изо рта.

-«Лошадка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

 

Эти упражнения тоже проводятся под счет, только при каждом ребенку необходимо поменять положение щек, губ или языка.

 

Упражнение для губ и щек:

-«Улыбка». Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

-«Заборчик». Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

-«Трубочка». Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

«Хоботок». Вытягивание сомкнутых губ вперед.

-«Бублик», «Рупор». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

-«Заборчик» – «Бублик»; «Улыбка» – «Хоботок». Чередование положения губ.

-«Кролик». Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

-«Сытый хомячок». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

-«Голодный хомячок». Втянуть щеки.

-«Щечки замерзли». Покусывание, похлопывание и растирание щек.

-«Кулачки». Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щечкам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

 

Специальные упражнения для исправления отдельных дефектов речи индивидуально подбирает специалист.

 

Анна МЕЛЬНИКОВА,

учитель-дефектолог

ГУО «Ясли-сад №66 г. Могилева».


Комментарии к статье


Имя:


Город:


Комментарий:

Внимание! Комментарий появится на сайте после прохождения модерации.


© Общество с ограниченной ответственностью "Газета "ВЕЧЕРНИЙ МОГИЛЕВ". УНП 700008922.
Юридический адрес: 212030, г. Могилев, ул. Первомайская, 89. Телефон 32-71-16.
Свидетельство о государственной регистрации № 800. Выдано Министерством информации Республики Беларусь 24.11.2009г.
Все права защищены. Использование информации допускается только со ссылкой на источник.

Создание сайта Yanina Protskaya