ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ
ДЕНЬ ЗА ДНЕМ
"СЕЙЧАС СКАЖУ!"

ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ
СО СКАЗКИ

Сказка – неразлучный спутник детства. Она входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Ребёнок любит сказку за живость образов, за четкость и определенность характеров, за простоту сюжета. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Поэтому сказка любима не только детьми, но и взрослыми.

 

Наиболее эффективный путь усвоения моральных качеств – через сказку, которая в младшем школьном возрасте сделает доступным и понятным для детского восприятия ряд моральных норм и правил, качеств, поступков. Робкий ребенок, может быть, впервые попробует стать смелым, агрессивный – добрым, несобранный – аккуратным. Следует отметить, что речь идет о тех качествах личности, которые получают в обществе моральную оценку. В сказках находят отражение те качества и отношения, которые знакомы и понятны детям, а именно:

- отношение к людям (добрый – злой, уважение – высокомерие);

- отношение к труду (трудолюбивый – ленивый);

- отношение к вещам (аккуратный – неряха, щедрый – жадный);

- честность (честный – лживый);

- смелость (смелый – трусливый).

 

В педагогической деятельности сказка просто незаменима. Именно сказка позволяет ввести детей в мир знаний, через сказочные элементы педагог может найти путь в сферу эмоций ребёнка. Правильно организованная работа в данном направлении способствует:

приобщению детей к истокам родной культуры посредством введения их в духовный мир народной и авторской сказки;

- воспитанию у детей любви к культурному наследию своего народа, трудолюбия, послушания и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.

- развитию у детей социальных навыков, таких как: общительность, дружелюбие, потребность радовать близких результатами своего труда, способность отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор, подражать положительным героям сказок, видеть, ценить и беречь красоту родного края, уметь рассуждать, вести диалог, беседу, обобщать, содействовать развитию речи детей.

 

Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку в детях развивается чувство прекрасного. Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес, в мир сокровенный, но явно ощутимый. В каждой сказке заключён скрытый смысл, любая сказка учит добру, честности, справедливости, взаимопониманию, состраданию. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.  Я всегда спрашиваю у своих учащихся, чему их учит сказка и что познавательного они взяли для себя.

 

Сказка, сказочные герои, тайна, волшебство – это самая короткая дорожка, по которой можно подойти к внутреннему миру ребёнка, помочь ему понять «законы окружающей действительности».

 

В этом учебном году учащиеся 3 классов получили новый учебник по литературному чтению (1 часть), который очень понравился детям. И мне, как педагогу, дает большую возможность для воспитательного воздействия на учащихся. Со сказкой необходимо работать. Эта работа осуществляется во взаимодействии: ребёнок – учитель и начинается с анализа и обсуждения. Я прорабатываю с учащимися сказочные смыслы, связываю их с жизненными ситуациями, затем возможно обыгрывание сюжета, рисование, драматизация, т. е. процесс театрализации. Для развития речи использую разные виды пересказа, особенно детям нравится пересказ по картинному плану, который они готовят сами. А также в своей работе я использую тесты, презентации, которые помогают моим ученикам быть более внимательными, обращать внимание на мелкие детали произведения, что способствует развитию памяти.

 

 Сочинение собственных сказок развивает творческое воображение.

 

Сказки для детей – это лучший способ привить ребёнку хорошие черты характера, обучить этикету и правилам безопасности без нотаций. Ведь интересную историю дети готовы слушать всегда! Задумываясь над историями не про абстрактных персонажей, а именно про себя, ребёнок проецирует на себя положительные качества героев и на простых примерах видит, почему доброта, воля и смекалка важны в жизни.

 

Светлана СОЛОДОВА,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

государственного учреждения образования

 «Средняя школа №4 г. Могилева» .


Комментарии к статье


Имя:


Город:


Комментарий:

Внимание! Комментарий появится на сайте после прохождения модерации.


© Общество с ограниченной ответственностью "Газета "ВЕЧЕРНИЙ МОГИЛЕВ". УНП 700008922.
Юридический адрес: 212030, г. Могилев, ул. Первомайская, 89. Телефон 32-71-16.
Свидетельство о государственной регистрации № 800. Выдано Министерством информации Республики Беларусь 24.11.2009г.
Все права защищены. Использование информации допускается только со ссылкой на источник.

Создание сайта Yanina Protskaya