ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ
ДЕНЬ ЗА ДНЕМ
КУРСЫ ВАЛЮТ
"СЕЙЧАС СКАЖУ!"

«ИЩИ, ПОКА НЕ ПОЗДНО,
К БОГУ ПУТЬ…»

В ночь с 7 на 8 января 1938 года в деревне Недведь Климовичского района на свет появился Иван Егорович Пехтерев. Почти каждый человек в юности мечтает о жизни, наполненной высоким, большим смыслом, только не у всех эти мечты сбываются. Иван Егорович из тех людей, которых жизнь не обманула. Только везенье здесь ни при чем. Дело – во внутренней цельности, в способности увидеть и оценить в жизни главное и отдать этому главному себя, не рассчитывая ни сил, ни выгоды.

 

И сегодня, чем больше читаешь произведения И. Е. Пехтерева, тем более  масштабным представляется его творчество, более значительными – духовные искания. Не случайно в последние годы своей жизни  он стал лауреатом премии Могилевского облисполкома «Человек года», Могилевского горисполкома «Достижение», а также Литературной премии имени А. Пысина областного отделения Союза писателей Беларуси. Не случайно, еще в начале его творческого пути критики говорили, что Пехтерев слышит, как растет трава. Не случайно он остался в сознании его друзей, знакомых как человек, на чью волю и силу духа можно было опереться, как учитель, как прямой и строгий критик. Для всех бесспорно одно: Иван Егорович был незаурядной личностью.

 

«Крестьянский сын Иван Пехтерев сам сформировал себя как личность, собственным трудом и волей», — писал о нем писатель В. Артемьев. Он не только сформировал себя, но примером собственной жизни показал, насколько сложна и крепка связь искусства и времени. Понятие «личность» у И. Е. Пехтерева всегда отожествлялось с высоким понятием гражданина, человека, пропускающего через свою душу социальные бури своего времени, человека активного, неравнодушного, человека, живущего жизнью своего народа.

 

Тематика его произведений обширна. И творчество его не имеет границ: оно охватывает всю жизнь человеческую, ее взлеты и падения, страсти и недуги, любовь земную и любовь к Богу, оно в прошлом, настоящем и заглядывает в будущее — воистину окно на все времена. Но самыми высокими ценностями всегда были Вера, Надежда, Любовь. Это вечные святыни для поэта. Как отмечал заслуженный деятель культуры Республики Беларусь и Республики Польша М. Дорошков, по этим святыням, по отношению к ним оценивают нас при жизни и судят после.

 

Широк простор моих страниц,

Скорей всего он без границ ...

 

Он был истинным сыном своего времени, а творчество было для него формой выражения своих убеждений, наконец – условием существования, пользуясь словами К. Г. Паустовского, можно сказать, что «писательство – это не профессия, а жизненное призвание» Ивана Пехтерева. И когда он заболел, его физическую боль унимала поэзия.

 

Прикован к комнате недугом,

Хотя и цепь длинна моя,

Но отчим полем, отчим лугом,

Уже пройти не в силах я…

 

Творчество, в эти далеко нелегкие для Ивана Егоровича годы, было для него мощным средством духовного возрождения.

 

Порой мне тяжко, но не ропщет

Душа влюбленная моя-

И слышу я в знакомой роще

Через пространство соловья.

И вижу Ипути теченье-

И сердце чувствует мое

Кувшинок золотых свеченье

На теплых заводях ее.

И запах сена, запах лета

Хмелят, как первая любовь…

Пока во мне все живо это,

Перенесу любую боль.

 

Отец поэта Егор Тарасович и мать Евгения Федоровна были верующими людьми, особенно мать. Неграмотная – она знала очень много духовных песен и часто пела их зимними вечерами. По этим песням мальчик приобщался к православной вере, по ним проходил науку милосердия. Когда отец был на фронте, мать часто водила сына в церковь деревни Милославичи, которая находилась за 10 километров от их деревни. Мать и сын молились, чтобы отец вернулся с войны домой, чтобы скорее пришла победа. Особенно просили об этом Богородицу. Духовные праздники были лучшими днями детства Ивана. Через всю жизнь пронес Иван Егорович особенное благоговение к Рождеству Христову и Пасхе. Детские впечатления от этих и других великих православных праздников потом легли в основу многих его произведений.

 

Рубеж XX-XXIвв. называют периодом восстановления утраченной преемственности и формирования в белорусской литературе такого явления как новая православная лирика. Заметной тенденцией современного литературного процесса на Могилевщине можно считать появление не просто отдельно взятых стихотворений И. Пехтерева по духовной тематике, а целого ряда зрелых произведений, идущих в русле православной духовной традиции. Автор уделял наиболее пристальное внимание вневременным вопросам бытия вообще и отдельных человеческих судеб в частности.

 

Православная поэзия И. Пехтерева это не просто возрождающаяся традиция духовной поэзии, а зов души. Официально на государственном уровне православная традиция в отечественной литературе была прервана в годы советской власти. Русские писатели и поэты дореволюционного периода, как правило, изначально воспитывались в религиозных или считающих себя православными семьях, воспитывались как бы «внутри традиции». В советские годы подобная воспитательная практика не только не поощрялась, но и жестко преследовалась. Поэтому трудно найти единичные примеры известных современных писателей, поэтов Могилевщины мировоззрение которых изначально закладывалась в русле православной традиции и в течение всей их жизни и творческой деятельности не претерпело значительных изменений ни в годы отрочества и юношества, ни в годы зрелой жизни. И. Пехтерев пришел к вере и церкви сознательно, но сомнения имеет ли он право писать на эту тему, долго мучили поэта. Ни один раз он звонил мне, и мы долго обсуждали эту проблему. Но что я могла посоветовать ему? Я многого не понимала сама в то время. Но однажды, при очередной встрече, Иван Егорович рассказал о том, что в своем «садике» нашел православный крестик и принял этот случай как подсказку судьбы. А вскоре он получил благословление на творчество в этом направлении. Иван Егорович очень волновался, ведь это очень ответственно:

 

Быть или не быть – дилемма очень веская:

Пока Земля есть, жить и ей всегда.

Вот потому над миром Вифлеемская

Звезда взошла, спасения звезда.

 

Как большую трагедию, которая еще очень долго будет сказываться на судьбах наших детей, рассматривал он проводившуюся в свое время в стране беспощадную атеизацию. Эту боль, эту тревогу поэт отразил в сборнике  «И жизнь, и песня, и любовь». Так, в стихотворении «Баллада о разрушенном храме» Иван Егорович называет людей, вершивший суд над судьбами храмов сатанистами:

 

Приговор был окончательный

Сатанинского суда

И приказ был настоятельный:

Чтоб от храма не следа

 

Но он твердо убежден, что пройдет время и взмолятся они, но будет слишком поздно:

 

Когда вы к власти, господа,

Пришли, как свиньи до корыта,

Вы Бога нашего тогда

  Вы распинали души всех,

Кто верил в Бога неотступно.

Вся ваша жизнь есть смертный грех,

И ваша суть в веках преступна.

Вы на развалинах церквей,

Как будто черти, веселились.

Чего ж теперь в тоске своей,

Возвысив взгляды, вы взмолились?

 

Он призывал  забыть все распри, жизненную суету и не только осознать, что мы стоим уже у опасной черты « Идет боренье тьмы со светом,Идет боренье света с тьмой» но и объединиться чтобы:

 

Погасим в сердце пламя мести,

Ведь как-никак, а люди мы,

Подумаем-ка лучше вместе,

Как одолеть нам князя тьмы

 

Поэзия И. Пехтерева  — это поэзия поискаправды, жизни и поиска пути, поэзия глобальных образов, широких историко-культурных и духовно-нравственных координат, оси которой устремлены к, постижению сущности  и сверхсущности мира, единства и взаимосвязи Творца и творения.

 

Веру православную Спаситель

Основал как нашей веры дом.

В православьи жили дед и прадед,

Православною была страна-

И напрасно рьяно маску рядит,

Чтоб совратить нас, сатана.

 

Гражданская позиция поэта отразилась в его духовном видении облика Родины. Два лика Белой Руси (святой и грешной) задают тему для мучительных раздумий о судьбах Родины, выраженных мотивом живой сопричастности к ее бедам и страданиям .

 

Светлый храм Христа Спасителя

Был надеждой всей земли,

Но по воле повелителя

Разрушители пришли,

Будто это войско ханово

Вторглось к нам на Русь опять,

Чтоб ее позорить заново,

Унижать и разорять

 

Иван Егорович убеждает, что без возрождения души Родина не возродится. Не коттеджи и иномарки принесли славу Отечеству, а православная душа, собравшая раздробленные земли, создавшая величайшее духовное богатство. А без души любое тело мертво.

 

Нашей бедною страной

И за что сполна заплачено

Очень страшною ценой!

 

И только с любовью в сердце, напоминает поэт, можно достичь  жизненных высот:

 

И в жизни, что ни назови,

Все вечное идет от света.

И лучшее все - от любви.

 

Современную православную поэзию часто называют «лирикой сопротивления». О каком сопротивлении и противодействии идет речь в творчестве И. Пехтерева? Прежде всего, о сопротивлении потребительскому безумию в ущерб духовности, о разоблачении лжи в условиях информационного вакуума:

 

Сколь ни живи, а жизнь, как миг у всех,

Но человек на плод запретный падок,

В итоге получается, что грех

Ему, как яблоко познанья, сладок.

В своих желаньях ненасытна плоть,

Ущербная – она себя лишь любит

И. этого не в силах побороть,

Тем самым душу безоглядно губит

 

Автор воспевает истинную христианскую веру, но не религиозное подобострастие, ставшее модой. Поэт обращается к  таким «поклонникам» религии, которые только на словах ратуют за христианскую мораль:

 

Друг друга режем мы и душим,

Своей надежды гасим свет,

И нашим душам, бедным душам,

Наверное, спасенья нет.

И все ж, пока нас не скосила

И спалила смерть дотла,-

Во имя Матери и Сына

Воспрянем, люди, ото зла!

 

Стихотворение «Не думай, что к кресту прибитый…» озарено яркою верою поэта в вечную неразрывную связь человека с Христом:

 

Не думай, что к кресту прибитый,

С главою, тернием обвитой,

Страдая, чувствовал Господь

Свою лишь боль, свою лишь плоть.

Все муки мира были в нем

И медленно своим огнем

  Старались сжечь его дотла-

Такая эта боль была.

Душою всей людей любя,

Позволил он распять себя,

Чтоб мир, что создан им с любовью,

Спасти своей вселенской болью.

 

Лирика И. Пехтерева пронизана не поэтизацией смирения, а верой в вековую народную мудрость и достоинство,  любованием красотами родной природы, и надеждой на ее благодатную силу, необходимую смятенному, измученному сомнениями и неблагополучием человеку.

 

Счастлив я, что сподобил Христос

Мир увидеть мне в царствии этом,

Где я сенью любой из берез

Озарен, словно храмовым светом.

 

Доминирующий мотив творчества поэта – возвращение на родину, воссоединения с ней, осознание поэтом той глубины, которая живет в национальном характере и окружающем поэта пространстве родной природы. Одна из ведущих тем – страдание одинокой личности, затерявшейся в жизни, с покаянием возвращающейся к своему первоначальному истоку, вбирающей в себя и отчий дом, и народ с его подвижничеством и нравственной красотой.

 

В поэме «Возвращение в юность» автор посещает сельское кладбище и снова ведет разговор с ушедшими поколениями. С сожалением констатирует на полузаброшенном деревенском погосте, насчитывающим полтысячи лет: «То наши корни. Но могилы их не отыскать в густой траве забвенья». И делает философский вывод, « Что все стареет, кроме Бога ».

 

Сама музыка стихов говорит о гармонически возвышенном настроении поэта, так много в ней законченной гармонии духовной силы и красоты:

 

Не остужена роща ветрами,

И в душе и светлынь, и покой.

В белой роще, как будто бы в храме

За тебя, моя Белая Русь,

Я под сводами этого храма,

Словно в детстве, усердно молюсь-

Так учила меня моя мама.

 

В его молитве, как выражении благодарности, очищения, содержится просьба о благодати для других, для тех, кто выполняет свое земное предназначение. Самодовлеющая личность в нем словно исчезает, растворяется в едином соборном настрое:

 

Благодарю, о Господи, что терпишь,

Что терпишь недостойного меня

И, как лампаду, сердце мое теплишь

От Твоего бессмертного огня.

 

Иван Егорович напутствует нас ценить то, что имеем, не роптать, когда судьба бьет и бьет часто безжалостно:

 

Но ты на жизнь и на судьбу не жалуйся,-

Бери свой крест, на свет звезды иди.

Она горит бессмертною лампадою,

Горит во имя счастья и любви,

Чтоб мы, невольно или вольно падая,

Не умерли, а поднялись людьми.

 

Он как бы предупреждает нас, живущих на земле:

 

Судьбу  без мук искать напрасно,

Их много, где ни окажись,-

И все-таки всегда прекрасна

Творцом дарованная жизнь.

 

Поэт настоятельно просит молиться за благополучие всего нашего белорусского народа:

 

Есть места святые и другие,

Помолиться каждое зовет

За истоки наши дорогие,

За единый в вере наш народ.

Так что понапрасну не сидите

В праздных думах и пустых словах

И, покуда силы есть, идите,

Стойте в храмах: правда есть в ногах.

 

Соотнося биографию и творчество поэта, необходимо помнить, что мы говорим не о церковной святости И. Пехтерева, а о его пророческой силе и о божественной окрыленности его творчества. И. Пехтерев был живым средоточием белорусского духа, его истории, его путей, его проблем, его здоровых сил и его больных узлов. Это положительное выступало в творчестве поэта все сильнее, все ярче, входило в связь с его возвышенным религиозным настроением и в последние годы становится основным мотивом его творчества:

 

И скажу, скажу начистоту:

Настанет час, когда народы мира

Придут к Христу и только лишь к Христу.

 

Творчество И. Пехтерева  – своеобразное пророчество, призыв к миру и людям, подошедшим к последней черте:

 

Открыл Господь нам о себе немного,

Дал душам для познанья благодать,

Но даже в этом, очень малом, Бога

Ленивые, мы не хотим понять.

И гаснет, гаснет свет в духовном взоре,

Мы ни о чем не думаем всерьез,

Не замечаем, как в житейском море

Несется челн наш утлый на утес.

 

Поэт заставляет нас почувствовать, что без доброты, без сострадания мы не сохраним этот мир, эту землю, самих себя:

 

Есть в мире мудрость стародавняя,

Она -  как божья благодать:

Кто не изведал сам страдания,

Тот не способен сострадать.

И ты, мой друг, напрасно сетуешь,

Что ты забыт, что одинок…

Конечно, горько, что ты бедствуешь.

Но сам кому хоть раз помог?

 

Иван Егорович строго спрашивает, готовы ли мы держать ответ за все содеянное:

 

Когда светильник разума погаснет,

Когда навек сомкнет уста печать,

За сделанное все, что нас не красит,

Душе придется строго отвечать.

Любому телу - тлеть. Но то, что любит

Пить допьяна запретное вино,

И душу обязательно погубит,

Которая была с ним заодно.

Цена не по товару - нет сомненья,

Жизнь коротка, к тому ж тонка, как нить…

Так стоит ли за сладкие мгновенья

Так безрассудно вечностью платить?

 

Пришла пора нам всем задуматься и дать ответ на вопрос поэта:

 

Крестом трехкратно осенив себя,

я думаю и в ужасе немею:

А не похожа ль наша вся земля

Уже давно на падшую Помпею?

 

9 февраля 2013 г. Иван Егорович Пехтерев тихо ушел из жизни. Но его произведения остались людям.

 

Где б ни был после смерти я:

В раю ли или адской мгле,-

Я знаю, что душа моя

Терзаться будет о Земле.

Ей будет не хватать берез,

Чей свет - мои кровь и соль,

Таланта чувствовать до слез,

До глубины чужую боль.

Ей будет не хватать друзей,

Родных людей, кого люблю,

Как не хватает стаи всей

С крылом подбитым журавлю.

Иван Егорович ушел в мир иной, а мы пока еще в пути….

День мал, но думать следует о нем,

Чтоб нами не был прожит он напрасно.

 

  Лариса РЯБОВА.


Комментарии к статье


Имя:


Город:


Комментарий:

Внимание! Комментарий появится на сайте после прохождения модерации.


© Общество с ограниченной ответственностью "Газета "ВЕЧЕРНИЙ МОГИЛЕВ". УНП 700008922.
Юридический адрес: 212030, г. Могилев, ул. Первомайская, 89. Телефон 32-71-16.
Свидетельство о государственной регистрации № 800. Выдано Министерством информации Республики Беларусь 24.11.2009г.
Все права защищены. Использование информации допускается только со ссылкой на источник.

Создание сайта Yanina Protskaya