ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ
ДЕНЬ ЗА ДНЕМ
КУРСЫ ВАЛЮТ
"СЕЙЧАС СКАЖУ!"

КОГДА НЕСЧАСТЬЕ ПРИШЛО ВНЕЗАПНО.
О ТРАГЕДИЯХ НА ДОРОГАХ

Каждый день в СМИ проходят новости о ДТП — страшная авария, погибли люди, получили увечья, ранены… За этими короткими фразами стоит огромное человеческое горе, часто — непоправимое. Жизнь разделяется на «до» и «после», ведь последствия ДТП для здоровья могут быть весьма серьезными, лечение и реабилитация длятся годами, и не всегда человеку удается вернуться к привычной жизни. По понятным причинам — из-за сложных погодных условий — в осенне-зимний период количество аварий возрастает. Прибавляется работы и у следователей, специализирующихся на расследовании такой категории уголовных дел. В УСК по Могилевской области отдел по раскрытию преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта возглавляет подполковник юстиции  Сергей ЯКОВЛЕВ . Корреспондент «Вечернего Могилева» встретился с Сергеем Михайловичем и расспросил о нюансах расследования уголовных дел по факту ДТП и не только.

 

Водители спешат по делам и домой, могут превысить скорость. А еще дорога скользкая, от усталости уснул за рулем, ослепил свет фар, алкоголь в крови, пешеход выскочил неизвестно откуда  — причин ДТП много. И каждый случай уникальный. И последствия у аварий тоже разные. Если все живы и невредимы — слава Богу. А если у пострадавших серьезные травмы (на юридическом языке это тяжкие телесные повреждения) либо наступила смерть, то по факту ДТП возбуждается уголовное дело для объективного установления всех обстоятельств и причин аварии. Машина, участвовавшая в ДТП, признается вещественным доказательством и помещается на стоянку.

 

«Дорожно-транспортные происшествия — эта одна из наиболее сложных категорий дел, поскольку происшествие совершается в одно мгновение, и в ходе расследования следствию предстоит воссоздать точную картину ДТП, установить виновных лиц, собрать доказательства вины подозреваемого», — говорит Сергей Михайлович Яковлев.

 

На место ДТП с пострадавшими незамедлительно выезжает следственно-оперативная группа. Фиксируется обстановка, положение транспортных средств и погибших, производится измерение отделившихся частей транспортного средства и следов их перемещения. Главная задача следствия: установить виновен ли кто-либо в аварии. Для этого в ходе расследования проводятся экспертизы, допрашиваются участники ДТП, свидетели, проводятся следственные эксперименты. Судебно-автотехническая экспертиза устанавливает, исправно ли было транспортное средство в этот момент. Судебно-трассологическая помогает установить конкретное место происшествия, судмедэксперты устанавливают степень тяжести телесных повреждений потерпевших, причину смерти погибших. Также следствие ставит перед экспертами вопросы о том, соответствовали ли действия участников аварии Правилам дорожного движения, мог ли водитель предотвратить аварию, получены ли травмы потерпевшими при данном ДТП или при иных обстоятельствах и другие.

 

Наезд авто на пешехода — чаще всего следователи расследуют именно такие случаи. Один из главных вопросов: видел ли водитель пешехода? Порой тот утверждает, что видимость была низкой, и человека на дороге он не заметил. С целью установления истины проводятся следственные эксперименты, и Следственный комитет просит горожан с пониманием относиться к тому, что движение транспорта временно перекрывается в момент его проведения для безопасности участников эксперимента. Так вот, эксперимент проводится в тех же дорожных и метеорологических условиях, приглашаются подозреваемый, потерпевший и понятые. В ходе эксперимента понятых садят на водительское место, чтобы выяснить, виден ли пешеход в таких условиях.

 

«В 2015-м в Правила дорожного движения были внесены изменения, согласно которым водитель при подъезде к нерегулируемому пешеходному переходу должен снизить скорость вплоть до остановки. Более того, при возникновении препятствия на любом участке проезжей части или опасности для движения, которые водитель в состоянии обнаружить, он также обязан немедленно принять меры к снижению скорости, —  подчеркивает Сергей Яковлев. — То есть водители должны понимать, что даже если пешеход переходит дорогу в неустановленном для перехода месте, их обязанность исключить наезд. Хотя порой и необдуманное поведение пешеходов приводит к тяжким последствиям. Люди невнимательны при переходе проезжей части, не убеждаются в безопасности, проще говоря, не смотрят по сторонам, в ушах — наушники, на голове — капюшон, фликер лежит где-то в кармане. Некоторые почему-то абсолютно уверены, что водители обязательно их увидят. И полагают, что пропускать пешеходов — это святая обязанность водителей. А перебежать дорогу на мигающий желтый или красный — это же не страшное преступление… Пешеходы должны понимать, что водитель — обычный человек, который, возможно, и не среагирует максимально быстро и правильно. И машина, тем более грузовая, не может остановиться за одну секунду». 

 

***

 

Попасть в аварию может любой человек. Поэтому подозреваемыми по уголовным делам о ДТП проходят, как правило, социально благополучные люди: чьи-то горячо любимые папы и мамы, сыновья и дочери, хорошие работники. Но закон для всех один. А именно: статья 317 Уголовного кодекса РБ: нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств. Если пострадавшим причинены тяжкие телесные повреждения или смертельные травмы, наказание — от исправительных работ до лишения свободы на срок до 5 лет. Конечно, водителям не хочется отправляться, как говорится, в места не столь отдаленные, вычеркивать эти годы из своей жизни и иметь клеймо судимости, заставлять страдать свою семью. Страх ответственности вынуждает некоторых водителей и вовсе скрыться с места ДТП — а это уже статья 159 УК РБ «Оставление в опасности». И хоть такие случаи в последнее время редки, Сергей Яковлев как юрист и как человек подчеркивает, что покидать место аварии и оставлять потерпевшего один на один со своей бедой нецелесообразно — водитель таким образом только ухудшит свое положение. То же самое с попыткой обмануть следствие: порой участники ДТП начинают давать ложные показания, не зная, например, что аварию зафиксировали камеры видеонаблюдения или чей-то видеорегистратор. К тому же в ходе расследования ложные показания опровергаются как заключением эксперта, так и определенными следственными действиями.

 

Сергей Михайлович Яковлев уверяет, что факт возбуждения уголовного дела в отношении водителя — это еще не значит, что водителю будет предъявлено обвинение. В ряде случаев в ходе расследования признается, что вины водителя нет.

 

Почему врать нехорошо — на эту тему есть интереснейший пример. 9 марта 2017 года в Краснополье произошло столкновение двух авто, одним из них управлял пьяный водитель. Увечья получил пассажир второй машины. Понимая тяжесть последствий, пьяный водитель ищет способ избежать наказания и с места ДТП звонит своей девушке, просит срочно подойти и сказать, что это она, а не он, был за рулем. Барышня покорно так и сделала. Спустя какое-то время их версия изменилась (девушка тоже испугалась) — взять вину на себя водитель попросил своего знакомого, тот тоже согласился, и даже был задержан на сутки. И все же следствие установило, что виновником аварии был пьяный водитель, он был осужден и получил наказание, связанное с лишением свободы, а его друзья, проходившие по делу свидетелями, также пошли под суд, но уже за дачу ложных показаний — по ч. 1 ст. 401 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

 

Не так давно, 8 октября, 36-летняя могилевчанка около 23 часов возвращалась домой на своем «Рено». Женщина работает барменом в клубе и в тот вечер она тоже позволила себе выпить водки. Однако не посчитала нужным по этой причине не садиться за руль. В результате возле дома № 66 по ул. Якубовского она сбила мужчину, переходившего дорогу по «зебре». Не останавливаясь, она уехала, а 54-летний пешеход (к слову, воин-афганец) скончался на месте. Возможно, это преступление осталось бы нераскрытым, если бы не помощь свидетеля. На противоположной стороне дороги, на остановке, в 300 метрах от места ДТП, стоял 20-летний парень. Он услышал звук удара и повернул голову. Увидел, что машина, сбившая пешехода, едет ему навстречу. За считанные секунды парень достал телефон, включил видеокамеру и заснял машину, водителя и даже проговорил номер авто. Затем вызвал милицию, прибывшие на место стражи порядка благодаря видео в считанные минуты установили владельца авто. Следователи высоко оценили помощь свидетеля аварии в раскрытии этого преступления и говорят, что наши люди, как правило, откликаются на просьбы следствия о помощи, приносят свои видео с места ДТП, с пониманием относятся к участию в следственных действиях. Так вот ту женщину-водителя задержали спустя 20 минут и недалеко от места аварии (она припарковалась возле дома родителей по ул. Белыницкого-Бирули). Дамочка была пьяна и шокирована новостью, что она убила человека.

 

А виновник другой аварии скрывался от правосудия 8 лет, прятался в Российской Федерации, но все равно будет отвечать за свою пьяную поездку, которая для целой семьи обернулась кошмаром. Это было еще в 2009 году вблизи д. Романовичи Могилевского района на автотрассе Могилев — Чериков — Костюковичи. Нетрезвый водитель вырулил на встречку, произошло столкновение двух машин. В авто, которое двигалось по встречной полосе, ехали родственники. Там — два погибших, в том числе 13-летний мальчик, у третьего мужчины тяжкие телесные повреждения. Водителя-виновника доставили в медицинское учреждение, откуда он убежал. Был объявлен в розыск. Как выяснилось, прятался в России. Бросив тут свою семью, там, в Свердловской области, обзавелся новой, работал тренером, но попался российским стражам порядка на наркотиках. Тогда-то и выяснилось, что в Беларуси мужчину тоже ищут за совершение ДТП, в результате которого пострадали и погибли люди. Когда обвиняемого передали белорусской стороне, он говорил, что события 8-летней давности все это время не давали ему покоя, что он жил с этим тяжелым грузом, раскаялся… Однако ж сам с чистосердечным не пришел. Срок он получил и в России, и в нашей стране. За смерть двоих и травмы третьего ему дали по максимуму — 7 лет лишения свободы.

 

***

 

Сергей Яковлев напоминает водителям о правилах перевозки детей в автомобилях. Детское кресло для ребенка до 12 лет — обязательно! Причем кресло должно соответствовать возрасту маленького пассажира. Если двухлетний ребенок сидит в кресле, предусмотренном для 10-летнего, то может вылететь из него в случае аварии. К сожалению, в законодательстве нет пока нормы, обязывающей легковые и маршрутные такси иметь детские кресла, а ведь и в них тоже ездят пассажиры с детьми. Сергей Михайлович рассказывает недавний случай, когда произошло столкновение маршрутки с другим авто, и ехавшая в маршрутном такси женщина придавила своим телом двухлетнего малыша, который сидел у нее на коленях. Теперь ребенок в больнице, в тяжелом состоянии. Поэтому правоохранители предлагают внести в Правила дорожного движения дополнение о необходимости оборудовать машины такси и маршруток детскими креслами.

 

А официальный представитель УСК по Могилевской области Оксана Юрьевна СОЛЕНЮК вспоминает январскую трагедию в Чаусском районе: молодая семья ехала из Могилева в Мстиславль. За рулем — 25-летняя супруга. Вдруг машина вылетела на встречку, затем в кювет. Спасти супругов не удалось. Погибла и их собачка, померанский шпиц, тело которого нашли в ногах у водителя. Возможно, именно он отвлек водителя от дороги и привел к трагедии.

 

«Действительно, порой возникает необходимость поездки вместе с домашним любимцем. Однако не стоит забывать, что живое существо может испугаться чего-то и отвлечь водителя, а его свободное передвижение по машине — тем более. Поэтому Следственный комитет советует водителям перевозить животных в специальных клетках, чтобы они не мешали управлению авто», — говорит Оксана Юрьевна.

 

Как уже отмечалось, существенно влияет на дорожные условия погода. Теперь она неблагоприятная для водителей, поэтому наш собеседник Сергей Яковлев рекомендует водителям не тянуть с переобувкой авто в зимнюю резину. Несмотря на то, что по правилам зимние шины используются с 1 декабря по 1 марта, лучше позаботиться об этом уже в ноябре. Чтобы дорога домой была гладкой.

 

Алеся ТИХАНКОВА.


Комментарии к статье


Имя:


Город:


Комментарий:

Внимание! Комментарий появится на сайте после прохождения модерации.


© Общество с ограниченной ответственностью "Газета "ВЕЧЕРНИЙ МОГИЛЕВ". УНП 700008922.
Юридический адрес: 212030, г. Могилев, ул. Первомайская, 89. Телефон 32-71-16.
Свидетельство о государственной регистрации № 800. Выдано Министерством информации Республики Беларусь 24.11.2009г.
Все права защищены. Использование информации допускается только со ссылкой на источник.

Создание сайта Yanina Protskaya