ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ
ДЕНЬ ЗА ДНЕМ
КУРСЫ ВАЛЮТ
"СЕЙЧАС СКАЖУ!"

ДЕТСКАЯ ПСИХОТРАВМА.
КАК С НЕЙ ЖИТЬ?

Вот бывает так в жизни: мужчина контролирует жену (или жена мужа). И сам иногда тяготится этим, но ничего не может с собой поделать. И даже не может понять, почему жену контролирует, — она и поводов не дает. А причина может быть «зарыта» в глубоком детстве. Например, будучи маленьким, ему довелось пережить неожиданную и тяжелую разлуку с мамой. Вот он и сделал вывод, что близкий человек может неожиданно исчезнуть, поэтому его надо контролировать… О причинах детских душевных травм, их последствиях и излечении «Вечерке» рассказала психолог «SOS-детская деревня г. Могилев»  Елена СИНЮК.

 

— В наше время термин «психотравма» часто используется в обиходе для обозначения любого неприятного переживания или продолжительного напряжения. И такой подход ведет к  девальвации понятия психотравмы.  Что же это такое? Психотравма — это реакция психики, ее состояние, возникающее в ответ на какие-то внешние события. Их можно охарактеризовать следующими критериями: нежелательность для человека, внезапность. Они практически полностью неконтролируемы, чаще всего непредсказуемы и превышают возможности справиться с ними. Невозможно ни приспособиться к ним, ни избежать их негативного воздействия. То есть, у человека еще не было такого жизненного опыта, он не знает, что делать в подобной ситуации, либо воздействие настолько внезапно и сильно, что нет внутренних ресурсов совладания с ним. В сознании эти события воспринимаются как угроза  физической, психической или социальной смерти себя или других людей.

 

Сознательно избегаю называть какие-то конкретные факты. Потому что, еще раз повторюсь, психотравма — это реакция психики. У разных людей на одно и то же событие она может быть разной. Для кого-то станет психотравмой, для кого-то нет. Это зависит от индивидуальной субъективной значимости события, от зрелости и мощности копинг-стратегий, т.е. механизмов защиты и приспособления.

 

Психотравма — своеобразный раздел психики, делящий ее на «до» и «после». Жизнь может наладиться и даже быть благополучной, но это всегда будет жизнь «после». Для примера: жизнь людей, переживших землетрясение в Спитаке. Даже если у них в семье никто не пострадал, но на их глазах происходили ужасные вещи, их жизнь «после» уже не будет такой, как прежде.

 

Травмироваться может не только участник, но и свидетель событий. И это важно понимать. Например, бывает, у ребенка имеются поведенческие признаки психотравмы. При этом родители говорят на консультации: «Ну да, мы ругаемся друг с другом, но это же не касается ребенка. К нему мы относимся хорошо. Пальцем его никто никогда не тронул». И здесь приходится объяснять, что ребенок травмируется фоном конфликтных взаимоотношений. Или вот еще один пример: в моей практике был взрослый человек с признаками психотравмы, ведущий благополучную в психологическом плане жизнь. Тогда откуда психотравма? Оказывается, он несколько дней смотрел в интернете трансляцию с места вооруженного конфликта, видел в прямом эфире реальную смерть людей, очень глубоко все это пережил.

 

Если психотравме подвержены близкие или дорогие люди, тогда у сопереживающего человека включаются механизмы эмапатии и он также может получить травму. Например, с кумиром подростка, с которым он никогда не общался в реальной жизни, случается непоправимая беда. И у подростка может развиться психотравма, поскольку этот человек был для него значим. Аналогично может развиться психотравма, если несчастье случается с друзьями, одноклассниками ребенка. Психотравма оставляет след не только в эмоциональной сфере человека, также изменяется его познавательная сфера и, как следствие, поведение.

 

***

 

— Если родители знают, что ребенок пережил какое-то сильное негативное событие, очень часто стараются, чтобы он побыстрее об этом «забыл». Не думал, не задавал пугающих вопросов, на которые у взрослых часто тоже нет ответов. Чтобы все стало, как и раньше. Можно сделать так, чтобы ребенок внешне стал «как раньше», но это не решает проблему, а только создает и поддерживает иллюзии.

 

Родителям таких детей нужно быть чуткими и внимательными к своему чаду, смотреть, изменилось ли его поведение. Ребенок может стать очень тихим, замкнутым, отстраненным (а был живчиком) либо наоборот — спокойный становится чрезмерно активным, подвижным, но эта активность не продуктивная, хаотичная.

 

Вас должны насторожить звоночки, если сыну или дочери снятся кошмарные сны, повысился уровень тревожности. Они боятся ситуаций, связанных с негативным опытом. Например, мальчик 6 лет пошел домой одной дорогой, а мама с младшим ребенком — другой. И когда он подошел к подъезду, очень испугался, потому что мамы еще не было (она остановилась и разговаривала с соседкой). После этого какое-то время он боялся выходить из дома.

 

Свидетельствовать о перенесенной психической травме может и то, что ребенок постоянно довольно продолжительное время говорит, думает или проигрывает негативное событие. Произошедшее как бы не отпускает его.

 

При психотравме может также меняться пищевое поведение: аппетит усиливается либо вообще пропадает.

 

Еще один признак психотравмы — у людей нет перспективы будущего. Когда я работала с девочкой, которая пережила жестокое обращение, мы с ней рисовали линию жизни. Она изобразила события, которые были в ее судьбе: отрицательные и положительные. И хотя после травмирующей ситуации прошло полгода, у нее вся линия жизни заканчивалась на травмирующем периоде. У людей, не проработавших свою психотравму, все сфокусировано вокруг того события (событий). Когда человек проработал свою душевную травму, он понимает: да, это было, но дальше моя жизнь продолжается, я не живу в прошлом.

 

Психотравмирующий опыт переносится на другие подобные ситуации. Вот еще один пример: девочку в начальной школе невзлюбила учительница. Ребенок так боялся, что прятался под партой. Родители перевели дочку в другую школу, и там была совершенно другая учительница, которая позитивно воспринимала учеников. Но малышка вела себя с ней так, как и по отношению к первой — враждебно. Мы проработали травму: нарисовали первую учительницу, девочка выразила свои эмоции (злость-то накопилась и осталась!), рассказала «учительнице», как ей было плохо. Мы проговорили, что новая учительница и дети совсем другие: хорошие, и незачем вести себя враждебно. После нескольких наших встреч малышка в школе перестала бояться и стала поднимать руку и отвечать на уроках.

 

Если негативное событие чрезмерно сильно, например, ребенок пережил насилие, может произойти регресс в развитии. У него может начаться энурез, появиться боязнь спать одному и т.д., иначе говоря, начинает вести себя как ребенок более младшего возраста.

 

***

 

— Детская психотравма всегда искажает развитие. И в последующем, если ее не проработать со специалистом, она все равно «аукнется». Например, взрослый человек может испытывать напряжение, связанное вроде бы с нейтральными ситуациями. Непонятно почему, когда большинство чувствует себя комфортно, он испытывает дискомфорт, страх, панику. Например, рассказывала женщина, что когда была маленькая, ее семья отдыхала на Кавказе, и мужчина, друг семьи, схватил ее в порыве восторга и держал за руки над пропастью с водопадом. Эта история забылась, но всю жизнь она боялась высоты, не зная почему. Пока мама не рассказала, что на отдыхе была такая ситуация. «Я вспомнила тот свой ужас, который тогда испытывала, — вспоминала взрослая «маленькая девочка». — Вот почему я до сих пор боюсь высоты. И еще для меня было очень  значимо, что тогда родители не придали этому значения и не защитили меня. Осталась обида на них, чувство недоверия».

 

Или вот еще один пример. Годовалый ребенок попал в инфекционную больницу, но без мамы. Был один в боксе. Когда ребенок подрос, он, конечно, забыл, что с ним случилось, но до 7 лет не отпускал от себя маму — она должна была быть в поле его зрения. Она даже на работу не выходила. Пережив тогда в больнице утрату матери, он как бы вынес для себя выводы: мир непредсказуем, тот человек, которого я люблю, может исчезнуть внезапно, поэтому надо всегда держать его в поле зрения, контролировать.

 

Еще один признак психотравмы: человек рассказывает о прежитом безэмоционально, отстраненно или даже с улыбкой, как будто это происходило с кем-то другим. Когда-то я работала с подростком, на глазах которого папа убил маму. Кода произошло это событие, ребенку было пять лет. И вот, уже будучи  подростком, он рассказывал о случившемся отстраненно, без эмоций, как будто пересказывал сюжет фильма, а не события из своей жизни. Но на самом деле эти эмоции внутри настолько сильные, что угрожают психике разрушением, и поэтому включаются психические защиты, становятся анестезией для эмоций.

 

Коварство психотравмы как раз таки и состоит в том, что, стремясь справиться с ее последствиями, психика защищается, вытесняет воспоминания о случившемся, но эти воспоминания и соответственно эмоции могут внезапно прийти в сознание в чем-то похожих ситуациях. Возникнет какая-то ассоциация с травмирующим событием (звук, запах, какая-то деталь), и вдруг все те эмоции становятся явными. Для обычных людей эти раздражители: звуки, запахи и т.д. нейтральны, а человек, переживший психотравму, вновь как будто оказывается в поле травмирующей ситуации. Допустим, ребенок ел красный борщ и в это время пришел пьяный папа и начал избивать маму… Возможно, после этого он всю жизнь будет не любить это блюдо, хотя оно, как говорится, ни в чем не виновато.

 

***

 

— Психотравма бывает не только шоковой (когда нечто страшное произошло внезапно), но и собирательной, вялотекущей.  Это, как правило, психотравма хронически плохих отношений в семье. Допустим, родители в присутствии ребенка постоянно ссорятся. Или не на глазах ребенка, но он все равно чувствует общий эмоциональный фон в семье. Ситуации, когда родители выясняют отношения, долго находятся на грани развода, очень вредны для детей. Семьи уже нет, но люди живут вместе и мучают друг друга. Тогда уже, наверное, лучше поставить точку, чтобы ребенку было понятно — теперь другая реальность, теперь папа и мама вместе не живут.

 

Травмирует детскую психику и отсутствие теплых отношений со значимым взрослым. Я много работала с детьми-сиротами — для них характерны хроническая вялотекущая травма разрыва привязанности со значимыми людьми, неумение создавать доверительные отношения.

 

Нанести душевную травму может плохое отношение родителей к ребенку, если они используют слова, которые унижают личность малыша, либо не умеют распознать потребности своего чада. Например, они хотят, чтобы сын был скрипачом, а он хочет быть хоккеистом — или наоборот. Родители реализуют свои амбиции через ребенка несмотря на его желания. Тогда у него не складываются добрые взаимоотношения с папой и мамой, нет родительской поддержки, и эти отношения психотравмирующие.

 

В процессе воспитания из благих намерений порой родители сравнивают своих детей с другими, приводят им кого-то в пример. Психологи рекомендуют не делать этого, а сравнивать ребенка только с ним же самим — с его результатами. Ты вчера не умел завязывать шнурки, а сегодня умеешь — молодец. Наверное, родителям тоже будет обидно, если дети начнут сравнивать их с каким-нибудь мультимиллионером или еще с кем-нибудь. У каждого свой потенциал и всякие сравнения не уместны. Захваливать и льстить тоже не стоит, а хвалить за реальные достоинства и достижения нужно — они есть у всех.

 

***

 

— Отличаются ли психотравмы современных детей от тех, которые переживали их родители? В чем-то да. Меняется окружающая реальность, меняется и травматический опыт.

 

Нас воспитывало послевоенное поколение родителей. Бабушки и дедушки, пережившие войну, имели очень большой травматический опыт, их жизненной задачей было выжить. Наши родители были детьми в непростое послевоенное время, когда главной жизненной задачей было отстроить мирное существование, этот период немного затронул и нас, советских детей. Сейчас совершенно иное время, все папы и мамы стараются, чтобы у их детей было материальное изобилие, но это не исключает появление психотравм иного рода. Сейчас, по мнению психологов, на первый план вышли нарциссические травмы, травмы достижения, когда ребенку важно быть значимым, кем-то замеченным, получить признание, важно предъявить свою уникальность, чего-то достигнуть.

 

Плюс проблема гаджетов. У современных детей мало возможностей построить реальные взаимоотношения, они много времени проводят в виртуальном мире. И там у них случаются беды: сколько у детей трагедий, когда им не лайкнули под какой-то публикацией и т.п.! А когда выходят в реальность, часто не имеют достаточного опыта построения живых человеческих отношений со всеми их приятными и неприятными моментами.

 

***

 

— Достаточно ли взрослому человеку, который пережил психотравму, выплакаться в плечо близкого человека или нужно идти к психологу? Надо сказать, что некоторые люди справляются с пережитыми душевными травмами сами. Но это, как правило, не глубокие травмы. Если же травма была сильной, полное самоисцеление не наступит. Как говорится, время тоже лечит, но долго, больно и дорого.  Идти к специалисту или согласиться всегда жить с негативными последствиями прошлого травмирующего опыта — это выбор и ответственность человека.

 

По отношению к психологам в нашем обществе существует много мифов и нереалистичных ожиданий. Обращаясь к психологу, важно понимать, что он такой же человек, со своими травмами и недостатками. Он просто специально обучен работать с негативными человеческими эмоциями, иррациональными суждениями, непродуктивным поведением.

 

Прорабатывая психотравму, сталкиваешься с такими абсолютно нормальными в той ситуации эмоциональными реакциями, как ужас, бессилие, ярость, обида, боль, стыд, вина, отчаяние и т.д. Хватит ли сил у неподготовленного человека выносить такие чувства другого человека в своем присутствии? А выносить порой надо долго. И это тоже нормально.

 

Психотравма затрагивает также когнитивную сферу человека, меняет его мировосприятие и делает поведение менее адаптивным. Это очень обширная тема, просто хочу обозначить, что с этим также работает психолог.

 

И последнее. Важно также понимать, что не каждый психолог работает с психотравмой вообще или с каким-то конкретным ее видом. Например, с сексуальным насилием, внезапной смертью близких и т.д. Поэтому, записываясь на консультацию к психологу, нужно в предварительной беседе кратко описать свою ситуацию и уточнить, сможет ли помочь этот специалист. Как правило, если психолог сам не работает с этой тематикой, он знает коллег, к которым можно перенаправить человека. 

 

И в заключение хочется пожелать: берегите себя, своих близких и ваши отношения!

 

С психологом общалась Вера АЛЕКСЕЕНКО.


Комментарии к статье


Имя:


Город:


Комментарий:

Внимание! Комментарий появится на сайте после прохождения модерации.


© Общество с ограниченной ответственностью "Газета "ВЕЧЕРНИЙ МОГИЛЕВ". УНП 700008922.
Юридический адрес: 212030, г. Могилев, ул. Первомайская, 89. Телефон 32-71-16.
Свидетельство о государственной регистрации № 800. Выдано Министерством информации Республики Беларусь 24.11.2009г.
Все права защищены. Использование информации допускается только со ссылкой на источник.

Создание сайта Yanina Protskaya