ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ
ДЕНЬ ЗА ДНЕМ
КУРСЫ ВАЛЮТ
"СЕЙЧАС СКАЖУ!"
РЕКОМЕНДУЕМ
ГАЗЕТА
ДЛЯ ДОМА, СЕМЬИ
И ЛИЧНО ДЛЯ ВАС

ЧИТАЙТЕ
в свежем выпуске
№ 19 за 10 октября, 2017 г.:

Нет осенней хандре!
Вопросы-ответы о пенсии.
Работы на даче в октябре.
Воспитание детей без крика.
Как расставаться красиво?
ПОЛЕЗНАЯ
ГАЗЕТА
О ЖИВОТНЫХ

ЧИТАЙТЕ
в свежем выпуске
№ 10, октябрь, 2017 г.:

Увеличиваем яйценоскость кур.
Всё о домашних индюках.
Составляем рацион для свиней.
Как собаки видят наш мир?
Определяем возраст кошки.
Радости и гадости нашего городка
Зверьё моё

ТАЙНА
НАДМОГИЛЬНЫХ КАМНЕЙ

Совсем недавно в агрогородке Глухи на Быховщине во время проведения археологических раскопок была найдена отлитая из медного сплава нательная иконка Барколабовской Божией Матери размером 2,80 см в высоту и 2 см в ширину, изготовленная, по мнению директора районного историко-краеведческого музея СергеяЖИЖИЯНА , скорее всего, в 18 веке. Там же обнаружили монеты, фрагменты посуды, кованые гвозди и кирпичи того времени. Когда об этом узнала уроженка этого населенного пункта, а теперь жительница микрорайона Быхов-1 Татьяна Шпакова, родная племянница маршала авиации и Героя Советского Союза Степана Красовского, то при встрече со мной сообщила, что когда умирал ее дедушка, отец именитого военачальника, то сказал напоследок своей младшей дочери, а ее матери, примерно такие слова: « Я спрятал утварь под камнями храма …». И умолк навсегда. А старик-то, уточнила Татьяна Николаевна,  являлся священнослужителем местной православной церкви…

 

Действительно, в агрогородке Глухи в самом начале улицы, носящей имя Героя Советского Союза Андрея Мельникова, который незадолго до начала Великой Отечественной войны здесь учительствовал, между усадьбами сельчан есть небольшой участок земли, до сих пор называемый старожилами «Церковище». Когда-то в этом месте стоял деревянный храм, построенный в 1752 году и освященный в честь святого Николая Чудотворца, являясь уникальным памятником архитектуры деревянного зодчества — так называемом пятишатровым деревянным крещатым храмом.

 

Высота храма, вмещавшего 300 - 400 человек, достигала 16 метров. Рядом располагалась восьмиметровая звонница. Непосредственно в храме имелись открытые вертикальные шатровые своды не только над средокрестием, но и над каждой из ветвей крестообразного остова сооружения. Создавалась многоярусная, многообъемная композиция, составленная из пяти подобных форм — центрального, самого высокого объема свода на восьмерике, и более низких, меньших по высоте, и такой же формы боковых  прирубов.

 

Такая многоярусность и скульптурность композиции в большей степени отвечала мироощущению широко используемого тогда стиля барокко. Вот почему крещатый храм стал основным типом архитектуры соборных и крупных приходских церквей на всем пространстве ареала Киевской митрополии.

 

Из церковной описи известно, утверждает Сергей Жижиян,  что в Глухском храме одно время сохранялась даже чудотворная икона Белынической Божией Матери, а по данным местных краеведов, храм действовал до октября 1917 года. После известных революционных событий большевики его закрыли и превратили в зернохранилище. Однако в последующие годы церковь по просьбам прихожан все же несколько раз открывалась, потом снова, невзирая на их многочисленные протесты, закрывалась.

 

Судя по фотографии храма, имеющейся в музее ГУО «Глухский УПК д/с-СШ», датированной 1952 годом, можно утверждать, что в годы всенародной борьбы с немецко-фашистскими захватчиками храм не пострадал. Святыню разрушили уже в мирное время, в 1962 году. Сведущие  люди потом рассказывали, что незадолго до этого печального события, поздно ночью, в храме слышался леденящий душу плач женщины. И сельчане, особенно старики, почему-то решили: скоро церковь сотрут с лица землм. Так оно и произошло. День сноса святой обители запомнили многие жители села. Впечатлительные женщины неистово голосили, готовые пасть в ноги тем, кто пришел уничтожать святыню, лишь бы они ее не трогали. Но горькие слезы жен и матерей, их увещевания и мольбы не затронули «окаменевших» сердец  воинствующих атеистов.  Церковь разрушили до основания, иконы из нее вывезли. А вот куда? Никто не знает по сей день.

 

В 1990-е годы на месте разрушенной святыни установили памятный крест. Он огражден уцелевшей церковной оградой. На территории, где раньше возвышался храм, также находятся хаотично разбросанные валуны, фрагменты церковной ограды. По данным краеведов, на одном из валунов сохранилась надпись латиницей.

 

В 2016 году, в рамках проведения краеведческой работы ГУК «Быховский районный историко-краеведческого музей» и с целью совершенствования туристической привлекательности региона, Сергей Филиппович организовал экспедицию по сбору сведений о культовых каменных изваяниях на территории Быховского района. Тогда начали детально исследовать и территорию бывшего храма в агрогородке Глухи.

 

В результате скрупулезной работы был изучен и описан ранее известный надмогильный камень,  выявлены два новых камня. Камень, о котором, между прочим, уже знали местные краеведы, находится в пяти метрах северо-западнее установленного на месте разрушенной церкви креста. Расположен он горизонтально,  его размеры — 63 х 56 см, цвет —  чёрно-серый, материал — предположительно гнейс. На том камне отчетливо видна надпись на польском языке: «1792 TU LEZY IMO(E- ?)P JOZEF SZELICKI SZCZA… SNY POW CZYTELNU Z NOWIE ZAG(?) WZE O. ANIELSKIEGO ZGI…I…E». Надпись  эту полностью расшифровать и точно перевести пока не удалось, но из  текста вытекает, что это надмогильный камень некого Иосифа (Йозефа) Селицкого (Шелицкого), родившегося или умершего в 1792 году (примерная расшифровка и перевод – «1792 ТУТ ЛЕЖИТ …ИОСИФ ШЕЛИЦКИЙ …ОТЦА АНГЕЛЬСКОГО…»). Ориентация камня относительно начертаний —  с севера на юг.

 

 

 

Ещё один камень находится в трех метрах севернее вышеописанного.  Расположен он тоже горизонтально, его размеры — 74 х 66 см, цвет – белый, а материал — предположительно гнейс. На камне сохранился нарисованный процветший крест,  и, опять же, на польском языке слева начертано «ROKU» (перевод — ГОДА), а справа  — цифры «1780». Ориентация относительно начертаний —  с запада на восток.

 

Третий артефакт в буквальном смысле слова пришлось «окапывать», поскольку на поверхности земли находилась лишь средняя часть камня, на которой были различимы некие начертания. Небольшая подрезка с последующим снятием дерна и дала вскоре положительный результат.

 

Камень этот лежит в девяти метрах северо-восточнее памятного креста.  Расположен опять-таки горизонтально, с небольшим уклоном, размером 75 х 58 см, цвет его – розовый, материал – тоже предположительно гнейс. На камне нарисован голгофский крест. Внизу креста, в прямоугольном  символичном отображении горы Голгофы,  начертана плохо читаемая надпись (по всей вероятности, слово «АДАМ», что имеет аналогии на иных изображениях голгофских крестов). Слева от креста есть некие символы, стершиеся от времени, а справа читаются цифры «18». Ориентация камня относительно начертаний —  с востока на запад.

 

На исследуемой территории находятся также более сорока различных валунов, часть которых в прошлом, возможно, служила основанием фундамента храма, другая часть — для укрепления церковной ограды, поскольку в камнях сохранились фрагменты кованых металлических конструкций. Не исключено, что некоторые из них могут быть надмогильными, ибо во время проведения экспедиции 2016 года камни не переворачивались и с места не передвигались.

 

Опытный историк, краевед, поисковик-исследователь Сергей Жижиян считает, что как ранее известные, так и обнаруженные в ходе недавних исследований надмогильные камни на месте бывшей Глухской церкви поставили перед его экспедицией ряд вопросов. Ведь в известных архивных источниках, краеведческих заметках и воспоминаниях местных жителей церковь всегда была православной. Тогда сразу возникает резонный вопрос: как оказались польские и, вероятнее всего, католические  надмогильные памятники на церковной территории? Правда, при этом можно предположить, что некоторое время, где-то во второй половине XVIII века, храм считался униатским. Это нам в некоторой степени и объясняет сам факт захоронения на церковном погосте поляка, униата по вероисповеданию. Но все же эта замысловатая загадка еще ждёт своего исследователя, который сможет ее полностью разгадать.

 

Вызывает, кстати, неподдельный интерес и хаотичное местонахождение памятников старины. Можно предположить, что во время разрушения церкви или несколько позже ее территория, возможно,  выравнивалась тяжёлой техникой, а камни перемещались ею с их изначального места нахождения, что даёт надежду на обнаружение в здешних местах новых исторических находок.

 

Николай ЛЕВЧЕНКО .


Комментарии к статье


Имя:


Город:


Комментарий:

Внимание! Комментарий появится на сайте после прохождения модерации.


© Общество с ограниченной ответственностью "Газета "ВЕЧЕРНИЙ МОГИЛЕВ". УНП 700008922.
Юридический адрес: 212030, г. Могилев, ул. Первомайская, 89. Телефон 32-71-16.
Свидетельство о государственной регистрации № 800. Выдано Министерством информации Республики Беларусь 24.11.2009г.
Все права защищены. Использование информации допускается только со ссылкой на источник.

Создание сайта Yanina Protskaya