ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ
ДЕНЬ ЗА ДНЕМ
КУРСЫ ВАЛЮТ
"СЕЙЧАС СКАЖУ!"
РЕКОМЕНДУЕМ
ГАЗЕТА
ДЛЯ ДОМА, СЕМЬИ
И ЛИЧНО ДЛЯ ВАС

ЧИТАЙТЕ
в свежем выпуске
№ 19 за 10 октября, 2017 г.:

Нет осенней хандре!
Вопросы-ответы о пенсии.
Работы на даче в октябре.
Воспитание детей без крика.
Как расставаться красиво?
ПОЛЕЗНАЯ
ГАЗЕТА
О ЖИВОТНЫХ

ЧИТАЙТЕ
в свежем выпуске
№ 10, октябрь, 2017 г.:

Увеличиваем яйценоскость кур.
Всё о домашних индюках.
Составляем рацион для свиней.
Как собаки видят наш мир?
Определяем возраст кошки.
Радости и гадости нашего городка
Зверьё моё

РАСЧЕТЫ
И ПРОСЧЕТЫ

На начало текущего года среднесписочная численность работников  Быховского райпо составляла 529 человек, из которых 103 — руководители, специалисты. Много это или мало — однозначно сказать, наверное, нельзя. Однако все познается в сравнении. Недавно неофициально довелось ознакомиться с его структурой  в  2012, 2014, 2016 годах.  И оказалось, что  за указанный период общее число работников уменьшилось аж на 227 человек.

 

Удельный вес руководителей в общем количестве людей, работающих в местной кооперативной системе, составлял за минувший год 4,5%, увеличившись на 1,9% по сравнению с тем же 2012 годом. В то же время количество работников аппарата управления, имеющих высшее образование, снизилось на 14 человек, что является отрицательным моментом в кадровой политике крупной торговой организации.

 

Как негативное явление следует отметить еще и  то, что неуклонно уменьшалось количество работников аппарата управления, повысивших свою квалификацию. В результате таких нежелательных тенденций, по всей вероятности, наблюдалось и ежегодное снижение объемов розничного товарооборота в действующих, сопоставимых ценах, уменьшение его доли в областном и районном показателях.

 

В 2016 году розничный товарооборот Могилевской области возрос на 13% по сравнению с 2014 годом и на 3,4% — по отношению к 2015. Розничный же товарооборот Быховского района в указанном году  увеличился только на 6% по сравнению с 2014 годом и всего на 2,8% по сравнению с 2015. Более того, прошлогодний темп роста розничного райповского товарооборота едва достиг  74,1 % при задании 104%.  

 

В объеме всего розничного товарооборота Быховского района доля рынка именно райпо составляла в 2016 году 31% и уменьшилась на 2,5 % по сравнению с 2014 годом, а по отношению к 2015 году —  на 1,7%, что означает четко выраженное ежегодное снижение конкурентных позиций райпо на рынке товаров и услуг. Тем не менее, райпо по-прежнему играет важную роль в жизнедеятельности региона и в первую очередь — в обслуживании сельского населения. Посредством сети предприятий торговли, общественного питания, автомагазинов оно обслуживает не только жителей райцентра, но и 167 агрогородков, средних и  малых деревень. А всего это более 30 тысяч человек. Однако в нынешнем году рост товарооборота тоже не радует. Например, за прошедших четыре месяца темп его роста составил 79,9% к аналогичному прошлогоднему периоду. Удельный же вес предприятия в общем объеме товарооборота организаций района снизился на 2,5 процентных пункта. К тому же в этот период закрыли и исключили из Торгового реестра Республики Беларусь магазины в деревнях Лазаревичи, Липовка, Боровка.

 

С прошлого года не работает буфет в деревне Селец, являющийся объектом придорожного сервиса у автомагистрали Могилев — Гомель.

 

Хватает проблем непосредственно в городе Быхове. В нем закрыты без веских на то оснований магазины №7 «Квартал», №16 «Родны кут», «Анна», «Овощи и фрукты», не торгуют мясной и рыбный павильоны на городском рынке. Однако в то же время райпо приобрело в центре города у индивидуального предпринимателя магазин «Любимый». Ради чего?

 

Есть факты временного закрытия торговых объектов, изменений режима их работы в сторону уменьшения по причине болезни продавцов, семейных обстоятельств, нехватки кадров, предоставления отпусков основным продавцам без их замены и с полным закрытием на довольно продолжительное время торговых точек. Это отрицательно сказывается не только на выполнении задания по розничному товарообороту, но и на качестве обслуживания населения. Именно по отмеченным причинам по состоянию на 1 июня пришлось закрыть семь объектов торговли в деревнях Нижняя Тощица, Комаричи, Ямное, Виляховка, Дунаек, Городец и даже в агрогородке Неряж неподалеку от райцентра. А ведь в каждом из названных сельских населенных пунктов проживают от 79 до 530 жителей.

 

Как же в сложившейся ситуации налажено их торговое обслуживание? С помощью 6 автомагазинов, называемых в народе автолавками, путем добавления перечисленных выше деревень к уже сложившимся маршрутам. А в 123 малых населенных пунктах, замечу, нуждаются в обслуживании более 1220 человек. Но попробую наглядно показать эффективность такого обслуживания сельчан лишь одного маршрута на примере Ямницкого сельсовета. Так вот на его большой территории магазин в деревне Дунаек (288 жителей) на замке с апреля. Временная замена закрытого с 1 июня стационарного торгового объекта и в Ямном (233 жителя) восполняется  автомагазином,  который призжает с большим интервалом ожидания — с 16.00 до 18.00. Такое недопустимое нарушение графика вызывает обоснованные нарекания сельчан, нередко жалующихся к тому же на отсутствие кисломолочных продуктов и даже хлеба, не говоря о мороженом. А ведь сейчас лето, к своим бабушкам и дедушкам приехали из городов в отпуск, на каникулы дети, внуки, не привыкшие к такому, с позволения сказать, сервису.

 

По информации председателя  Ямницкого сельисполкома ВалентиныМОСКАЛЕВОЙ,  на подведомственной исполкому территории есть и постоянно проживают  грамотные люди, желающие работать в торговле, о чем руководство райпо хорошо знает, но почему-то не спешит решать местную кадровую проблему.

 

На низком уровне, кстати, торговое обслуживание автомагазином райпо жителей малонаселенных пунктов Новобыховского сельсовета, чего не скрывает председатель его сельисполкома Вячеслав СИДОРЕНКО.

 

Не знаю, у кого как, а лично у меня сложилось мнение, хотя оно может быть и субъективным, что после создания нового состава правления райпо с возглавившим его менее двух лет назад председателем Павлом Прокофьевым многое в организации кооперативной торговли изменилось, мягко говоря, не в лучшую сторону. И за примерами далеко ходить не надо. В прошлом году, а может чуть раньше,  райповские магазины «Товары для дома», «Шарм» (в «Шарме» работал пользующийся спросом ювелирный отдел, который давно бездумно закрыли), магазин «Ткани» из здания по улице Социалистической перевели на второй этаж универсама «Центральный», или, как он теперь называется, «Родны кут», расположенного по улице Ленина. Получился этакий магазин смешанных товаров, в котором нашлось место и швее, работавшей в «Тканях». Вот только выручка сразу резко упала. И вовсе не из-за самого переезда. Переезд на новое место ведь не самоцель, а цель, оправдывающая затраченные в этой связи средства с их обязательной последующей окупаемостью. К большому сожалению, ожидаемого результата не получили. А все потому, что начался отток покупателей, давно привыкших к прежнему месторасположению магазинов, находящихся  рядом с городским рынком, основным местом массового посещения не только горожан, но и сельчан. Теперь им при необходимости надо шагать от рынка в нужные магазины за километр, да еще подниматься на второй этаж по ступенькам. Не всем это с учетом состояния здоровья, погодных условий нравится, особенно людям солидного возраста.

 

Швея же и вовсе осталась почти без работы, поскольку до переезда все, что приобреталось покупателями непосредственно в магазине, на рынке и нуждалось в укорачивании, подгонке, подшивке поступало к ней. А кто поспешит туда? К тому же допущенным просчетом руководства райпо сразу воспользовался частник, открыв рядом с рынком свою такую же мастерскую. И большинство прежних клиентов начало пользоваться уже его услугами.

 

Со временем, правда, в райпо поняли, что поступили опрометчиво, начали оттуда уходить на прежние позиции, вернув обратно и швею. Только теперь клиентов в таком массовом количестве, как было раньше, у нее уже нет.

 

Большим успехом у жителей района пользовался находящийся рядом с рынком магазин «Фермер» на той же улице Социалистической, в котором они постоянно  приобретали все необходимое для дома и приусадебных участков. А коль есть  популярность, есть и желаемая прибыль. Получай ее да радуйся. В райпо почему-то радоваться не захотели, решили магазин закрыть, передав его товары в магазин «Мастер», расположенный напротив. И просчитались снова, несмотря на просьбы продавца Анжелы не трогать рентабельный магазин. Та, когда окончательно убедилась в бесполезности своих усилий, насколько знаю, оформилась индивидуальным предпринимателем, открыв с сестрой Еленой собственный магазин «Сад и огород» по образцу прежнего «Фермера». Тоже, замечу, вблизи от рынка. Успех у бывшего райповского грамотного, коммуникабельного и болеющего за порученное дело продавца — прежний. Однако работает он уже только на себя.

 

Не очень давно по улице Красноармейской, ведущей из старой части города в микрорайон Быхов-1, вблизи железнодорожного переезда, располагался пивной бар «Три пескаря». Он себя не оправдал и через определенное время вместо него стала работать «Мясная лавка», название которой говорило само за себя. Однако не прижилась и она. В очередной раз быховчанам предложили фирменный франчайзинговый магазин «Кладоўка» с широким ассортиментом продукции торговой компании «Минск Кристалл Трейд», партнера райпо, надеясь на его прибыльную работу. Вот только торговые надбавки установили такие, что практически все спиртосодержащие напитки стали дороже, чем в привокзальном частном продовольственном магазине или в близлежащем, тоже частном, магазине «Соседи», в «Евроопте». Так, спрашивается, зачем устанавливали высокие надбавки?  

 

В прошлом году на первом этаже городского магазина «Универмаг» вместо отдела «Обувь» торжественно открыли отдел «Детский мир» (в так называемые «застойные» советские годы работал целый магазин с аналогичным названием), а всю имеющуюся отечественную фабричную обувь  перенесли на второй этаж. От такой перемены мест слагаемых сумма вроде бы не изменилась, а вот покупателям лучше не стало. Тем более после того, когда совсем недавно обувь оттуда убрали вообще, объявив продавцам, что Быхову обувной отдел вовсе не нужен, поскольку обувь продается на том же городском рынке. А если кому нужна, мол, хорошая и качественная из натуральной кожи, не поленится съездить за ней в Могилев или в другой город. Ничего страшного.

 

Страшного, по большому счету, на первый взгляд вроде бы ничего и нет. За пределами Быхова можно купить не только обувь, но и любые другие товары, включая продовольственные. Их также можно заказать у индивидуальных предпринимателей или в том же  интернет-магазине. Они привезут обязательно, прямо домой и в тот день, когда  договорились с покупателем. Только если подобное случится, начавшее дышать на ладан районное потребительское общество останется и совсем у разбитого корыта.

 

Николай ЛЕВЧЕНКО,

депутат Быховского районного

Совета депутатов.


Комментарии к статье

Артем (могилев)

21.07.2017 09:32

Смешали боб с горохом.Я знаю ситуацию, пришлось поработать в этом РАЙПО. Да, проблем хватает, но на мой взгляд администрация много сделала и делает чтобы выйти из кризиса, да, не популярные меры, а как по другому? Считаю что Вы уважаемый депутат не стой стороны посмотрели на проблемы.

Имя:


Город:


Комментарий:

Внимание! Комментарий появится на сайте после прохождения модерации.


© Общество с ограниченной ответственностью "Газета "ВЕЧЕРНИЙ МОГИЛЕВ". УНП 700008922.
Юридический адрес: 212030, г. Могилев, ул. Первомайская, 89. Телефон 32-71-16.
Свидетельство о государственной регистрации № 800. Выдано Министерством информации Республики Беларусь 24.11.2009г.
Все права защищены. Использование информации допускается только со ссылкой на источник.

Создание сайта Yanina Protskaya