ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ
ДЕНЬ ЗА ДНЕМ
КУРСЫ ВАЛЮТ
"СЕЙЧАС СКАЖУ!"
РЕКОМЕНДУЕМ
ГАЗЕТА
ДЛЯ ДОМА, СЕМЬИ
И ЛИЧНО ДЛЯ ВАС

ЧИТАЙТЕ
в свежем выпуске
№ 19 за 10 октября, 2017 г.:

Нет осенней хандре!
Вопросы-ответы о пенсии.
Работы на даче в октябре.
Воспитание детей без крика.
Как расставаться красиво?
ПОЛЕЗНАЯ
ГАЗЕТА
О ЖИВОТНЫХ

ЧИТАЙТЕ
в свежем выпуске
№ 10, октябрь, 2017 г.:

Увеличиваем яйценоскость кур.
Всё о домашних индюках.
Составляем рацион для свиней.
Как собаки видят наш мир?
Определяем возраст кошки.
Радости и гадости нашего городка
Зверьё моё

ДЕТСКАЯ
ТРЕВОЖНОСТЬ

На всем земном шаре нет ни одного человека, который бы в той или иной ситуации не испытал чувство тревоги. Это, кстати, самая ранняя младенческая эмоция. Конечно же, следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога – это эпизодические проявления беспокойства, волнения, то тревожность — устойчивое состояние и индивидуальная  психологическая  особенность, которая заключается в повышенной склонности  испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях. Например, случается, что ребенок волнуется перед выступлением на празднике или отвечая у доски, но это беспокойство проявляется не всегда. Иногда в тех же ситуациях он остается спокойным. Это – проявления тревоги. Если же состояние повторяется часто и в самых разных ситуациях (при ответе у доски, общении с незнакомыми взрослыми и т. д.), то следует говорить уже о тревожности. Она проявляется почти всегда. Состояние сопровождает ребенка в любом виде деятельности. Поскольку тревожность нереалистична, более часта и более сильна, чем обычная тревога, она оказывает негативное воздействие на мышление и поведение, и как следствие тормозит психофизическое развитие. Малыш становится раздражительным, появляется мышечная напряженность. Особенно хорошо заметно напряжение мышц лица, тело «деревенеет», либо же появляется двигательное беспокойство – ребенок теребит край одежды, сжимает руки, пальцы, облизывает губы, при этом всегда снижается объем памяти и нарушаются активное внимание и  сон.

 

 Когда же дитя боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха. Например, темноты, высоты, замкнутого пространства.

 

Он может развиваться в любом возрасте: у детей 1-го года до 3 лет нередки ночные страхи. На 2-м году жизни наиболее часто проявляется страх неожиданных звуков, одиночества, боли (и связанное с этим невосприятие медицинских работников). С 3-5 лет характерна боязнь одиночества, темноты и замкнутого пространства. В 5-7 лет ведущим становится страх смерти. От 7 до 11 лет дети больше всего боятся «быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают». Каждому ребенку присущи определенные страхи. Однако если их очень много, то можно говорить о проявлениях тревожности в характере.

 

 Детские страхи ни в коем случае не должны иметь подкрепление со стороны взрослых.  Нельзя маленьких пугать «плохими дядями и тетями, барабашками, милиционерами, пустой и темной комнатой или же постоянно говорить ему, что с ним может что-то случиться и т.д. Это повысит уровень тревоги и в дальнейшим  приведет к формированию стойкого и высокого уровня тревожности.

 

 Считается, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из основных причин тревожности  кроется в нарушении детско-родительских отношений: Во-первых, п ротиворечивыми требованиями, предъявляемыми родителями либо родителями и школой (детским садом). Например, родители не пускают ребенка в школу из-за плохого самочувствия, а учитель ставит «двойку» в журнал и отчитывает его за пропуск урока в присутствии других детей. Во-вторых, неадекватными требованиями (чаще всего завышенными). Например, родители неоднократно повторяют ребенку, что он непременно должен быть отличником, не могут и не хотят смириться с тем, что сын или дочь получает в школе не только «десятки» и не является лучшим учеником класса. В-третьих, негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение. Например, воспитатель или учитель говорит: «Если ты расскажешь, кто плохо вел себя в мое отсутствие, я не сообщу маме, что ты подрался».

 

Также считается, что в дошкольном и младшем школьном возрасте более тревожны мальчики, а после 12 лет – девочки. При этом девочки больше волнуются по поводу взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков в большей степени беспокоят насилие и наказание.

 

Отмечается, что через шесть недель после начала учебного года у школьников обычно повышается уровень тревожности, и они нуждаются в  дневном отдыхе.

 

Тревожность ребенка во многом зависит от ее уровня у окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается детям. В семьях с доброжелательными отношениями ребята менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты. Интересен тот факт, что после развода родителей, когда, казалось бы, в семье закончились скандалы, уровень тревожности ребенка не снижается, а, как правило, резко возрастает. Выявлена такая закономерность: тревожность детей возрастает в том случае, если родители не удовлетворены своей работой, жилищными условиями, материальным положением. Может быть, поэтому в наше время число тревожных детей катастрофически растет.

 

Авторитарный стиль воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию малыша.

 

Учебная тревожность начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Этому могут способствовать как стиль работы воспитателя, так и завышенные требования, постоянные сравнения с другими детьми, а также когда в присутствии ребенка ведутся разговоры о выборе «достойной» школы, «перспективного» педагога. При этом родители нанимают многочисленных учителей, дети часами выполняют с ними задания. Неокрепший и еще не готовый к такому интенсивному обучению организм ребенка иногда не выдерживает, малыш начинает болеть, желание  учиться пропадает, а тревожность стремительно возрастает.

 

Тревожные дети стараются держать свои проблемы в себе. Их отличает от других чрезмерное беспокойство, часто они ожидают самого худшего, чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности, у них высокие требования к себе, они очень самокритичны, уровень их самооценки низок. Соответственно тормозится психическое и физическое развитие. Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружение, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение. Если не обращать внимание на повышенный уровень тревожности и не пытаться его понизить, то в дальнейшим  может развиться депрессивное состояние как вторичное проявление тревожности, а также невроз или другое психическое расстройство. При проявлении тревожности у ребенка помощь может оказать специалист-психолог, а вот уже при вторичных ее проявлениях за помощью придется обращаться к детскому врачу-психиатру или психотерапевту и получать медикаментозное лечение.

 

Получить дополнительную информацию и квалифицированную помощь можно, позвонив по тел. 47-31-61 – телефон экстренной психологической помощи «Телефон доверия».

 

Ирина БАРАНОВСКАЯ,

психолог

УЗ «Могилевская областная

психиатрическая больница».


Комментарии к статье


Имя:


Город:


Комментарий:

Внимание! Комментарий появится на сайте после прохождения модерации.


© Общество с ограниченной ответственностью "Газета "ВЕЧЕРНИЙ МОГИЛЕВ". УНП 700008922.
Юридический адрес: 212030, г. Могилев, ул. Первомайская, 89. Телефон 32-71-16.
Свидетельство о государственной регистрации № 800. Выдано Министерством информации Республики Беларусь 24.11.2009г.
Все права защищены. Использование информации допускается только со ссылкой на источник.

Создание сайта Yanina Protskaya