ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ
ДЕНЬ ЗА ДНЕМ
КУРСЫ ВАЛЮТ
"СЕЙЧАС СКАЖУ!"
РЕКОМЕНДУЕМ
ГАЗЕТА
ДЛЯ ДОМА, СЕМЬИ
И ЛИЧНО ДЛЯ ВАС

ЧИТАЙТЕ
в свежем выпуске
№ 16 за 22 августа, 2017 г.:

Избавляемся от бессоницы.
Родителям первоклашек.
Депрессия после отпуска.
Сохраняем здоровье зубов.
Когда нельзя молиться?
ПОЛЕЗНАЯ
ГАЗЕТА
О ЖИВОТНЫХ

ЧИТАЙТЕ
в свежем выпуске
№ 8, август, 2017 г.:

Питомцы и солнечный удар.
Как отбирать гусей на племя?
Чтобы куры хорошо неслись...
Выбираем щенка для ребенка.
Что натворил жадный хомяк?
Радости и гадости нашего городка
Зверьё моё

ЧТОБЫ РЕБЕНОК
ПОНЯЛ ТЕБЯ…

Современному обществу все чаще и чаще приходится сталкиваться с проблемой детской аутичности. Это целый комплекс психических и поведенческих расстройств. Выделяют три основные области, в которых недуг проявляется особенно ярко — речь и коммуникация, социальное взаимодействие, воображение и эмоциональная сфера.

 

Существуют следующие формы аутизма:

 

1. Полная отрешенность от происходящего.  Дети демонстрируют в раннем возрасте наибольший  дискомфорт и нарушение активности, которые затем преодолевают, выстроив радикальную компенсаторную защиту. Они полностью отказываются от активных контактов с внешним миром: не откликаются на просьбы и ничего не просят сами, у них не формируется целенаправленное поведение, они не используют речь, мимику, жесты. Это наиболее глубокая форма аутизма.

 

2. Активное отвержение. Дети этой группы более активны и менее ранимы в контактах со средой, однако для них характерно неприятие большей части мира. Для таких детей важно строгое соблюдение сложившегося жесткого жизненного стереотипа, определенных ритуалов. Их должна окружать привычная обстановка, поэтому наиболее остро проблемы проявляются с возрастом, когда становится необходимым выйти за границы домашней жизни, общаться с новыми людьми. Они могут пользоваться речью, однако их речевое развитие специфично: характерен рубленный телеграфный стиль в общении и речевые штампы.

 

3. Захваченность артистическими интересами.  Главные характеристики: конфликтность, неумение учитывать интересы  других,  поглощенность одними и теми же занятиями и интересами. Это очень «речевые» дети, они обладают большим словарным запасом, однако говорят сложными, «книжными» фразами, речь производит неестественно взрослое впечатление. Они не чувствуют подтекста ситуации.

 

4. Чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия.  Центральная проблема  представителей этой группы – недостаточность возможностей в организации взаимодействия с другими людьми. Характерны трудности в усвоении двигательных навыков, речь бедна и аграмматична, они могут теряться в простейших социальных ситуациях. Это наиболее легкий вариант аутизма.

 

Глубокий вариант встречается только у одного ребенка из тысячи. В повседневной практике мы, как  правило,  сталкиваемся с детьми, имеющими лишь отдельные признаки. Среди мальчиков аутизм встречается в 4-5 раз чаще, чем у девочек. Причем, симптомы можно обнаружить уже в первые месяцы жизни: ребенок слабо реагирует на свет и на звук, гораздо позднее своих сверстников начинает узнавать мать. Для него характерен отсутствующий, неподвижный взгляд «мимо», «сквозь» человека, он не откликается на свое имя. Внимание может неожиданно и надолго привлечь  какой-либо яркий предмет, громкий звук, однако также неожиданно он может  панически испугаться любого предмета или звука. У такого малыша часто наблюдаются  двигательные стереотипы, он может часами раскачиваться в коляске или кроватке, однообразно размахивать руками, длительное время издавать одни и те же звуки. И в более старшем  возрасте аутичные дети кажутся отрешенными, безразличными к окружающему. Зачастую они избегают прямого, глаза в глаза, взгляда, и даже если смотрят на человека в упор, то просто разглядывают отдельные части его лица или детали одежды.  От коллективной игры отказываются, предпочитая индивидуальную или уединение. Причем они могут одержимо годами играть в одну и ту же игру, рисовать одни и те же рисунки. А у некоторых детей игра отсутствует вовсе, и развитие задерживается на стадии элементарного манипулирования каким-либо предметом. Они любят придерживаться определенных ритуалов, и малейшее изменение в их жизни или в режиме могут стать травмирующим фактором. Результатом таких изменений бывает «уход в себя» либо вспышка агрессии, выражающаяся в жестоком обращении с близкими,  сверстниками, животными, в стремлении крушить и ломать все кругом. Аутизму не всегда сопутствует снижение интеллекта. Практически не связанный с речью интеллект может даже превышать возрастную норму. В речи, как правило, отсутствует местоимение «Я» . Они говорят о себе во 2-м или 3-м лице, как делают это окружающие по отношению к ним,  в их речи присутствует фотографичность, неосмысленность. Механизмы  памяти у таких детей, как правило, хорошо развиты, поэтому они способны надолго запоминать понравившиеся им фразы. Повторяют их автоматически,  не осмысливая, приводя взрослых в  восторг,  так как эти фразы бывают  очень умные. У них могут быть нарушены интонация и  ритм речи, они неверно  ставят ударения в словах. Научить таких малышей говорить правильно довольно трудно, так как они не осознают необходимости этого. Не воспринимая своего «Я», не чувствуя своего тела, его границ, аутичные дети испытывают определенные трудности при формировании навыков самообслуживания.

 

Причины возникновения аутизма в настоящее время до конца не исследованы. Предположительно ими могут быть – нарушение внутриутробного развития и истощающие болезни раннего детства.

 

Кстати, стоит отметить тот факт, что причиной возникновения аутизации у детей и подростков может являться чрезмерная увлеченность  компьютером, так как в этом случае происходит замена реального опыта практических действий и общения с реальными людьми символизацией, оперированием знаковыми моделями, что мешает полноценному психическому и эмоциональному развитию — теряются навыки общения с окружающими.

 

Аутизм — это медицинский диагноз,  и  конечно же, ставить его имеет право только специалист. Поэтому, если вы заметили, что речь ребенка бедна, а  при взаимодействии со сверстниками и взрослыми у него отсутствует стремление к совместной деятельности, малыш не подпускает к себе других  детей, не может понять правил игры, необходимо показать его доктору. Всегда помните о том, что чем раньше начать проводить психокоррекционную  работу, тем благоприятнее  в дальнейшим будет исход этого нарушения и социализация в обществе.

 

За оказанием  необходимой  помощи  вы  можете  обратиться  по телефону экстренной психологической помощи — 47-31-61 , или по адресу: г. Могилев,   пр-т Витебский, 70 в УЗ «Могилевская областная психиатрическая больница».

 

Леонид НЕСТЕР,

главный врач

УЗ «Могилевская областная психиатрическая больница». 


Комментарии к статье


Имя:


Город:


Комментарий:

Внимание! Комментарий появится на сайте после прохождения модерации.


© Общество с ограниченной ответственностью "Газета "ВЕЧЕРНИЙ МОГИЛЕВ". УНП 700008922.
Юридический адрес: 212030, г. Могилев, ул. Первомайская, 89. Телефон 32-71-16.
Свидетельство о государственной регистрации № 800. Выдано Министерством информации Республики Беларусь 24.11.2009г.
Все права защищены. Использование информации допускается только со ссылкой на источник.

Создание сайта Yanina Protskaya