ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ
ДЕНЬ ЗА ДНЕМ
КУРСЫ ВАЛЮТ
"СЕЙЧАС СКАЖУ!"
РЕКОМЕНДУЕМ
ГАЗЕТА
ДЛЯ ДОМА, СЕМЬИ
И ЛИЧНО ДЛЯ ВАС

ЧИТАЙТЕ
в свежем выпуске
№ 16 за 22 августа, 2017 г.:

Избавляемся от бессоницы.
Родителям первоклашек.
Депрессия после отпуска.
Сохраняем здоровье зубов.
Когда нельзя молиться?
ПОЛЕЗНАЯ
ГАЗЕТА
О ЖИВОТНЫХ

ЧИТАЙТЕ
в свежем выпуске
№ 8, август, 2017 г.:

Питомцы и солнечный удар.
Как отбирать гусей на племя?
Чтобы куры хорошо неслись...
Выбираем щенка для ребенка.
Что натворил жадный хомяк?
Радости и гадости нашего городка
Зверьё моё

В ПРОДОЛЖЕНИЕ «ПОДНИКОЛЬСКОЙ» ТЕМЫ:
А ПО СУЩЕСТВУ — ИЗДЕВАТЕЛЬСТВО…

Несмотря на решение, принятое Могилевским горисполкомом, на страницах «Вечерки» продолжается дискуссия о плане благоустройства Подниколья. Этот план амбициозный, смелый, но, к сожалению, в своей амбициозности и смелости слишком непродуманный и даже шокирующий, поскольку не учитывает определенный исторический статус данной территории. Материальным воплощением этого статуса является комплекс строений знаменитого Свято-Никольского женского монастыря. К тому же речь идет не о каменном мемориале, не о музейной достопримечательности, но о действующей обители, где живут монахини, работает воскресная школа, репетируют певчие, проводятся церковные службы, и куда постоянно приходят молиться сотни и тысячи православных могилевчан. Добавлю для общей картины, что это место привлекает многочисленных туристов, здесь бывают официальные делегации и сюда же стекаются христианские паломники из других городов и стран. Свято-Никольский монастырь — не только один из ярчайших символов нашего областного центра, но и культовый объект во всех разнообразных смыслах. Посему благоустройство этой территории, без сомнения, необходимо. Однако не такое, которое предполагает строительство рядом с древними храмами и скорбными усыпальницами торгово-развлекательного центра и фестивальной площадки. Подобное совмещение граничит с кощунством.

 

Читатели «Вечерки» в подавляющем большинстве высказываются против этого абсурдного эксперимента. Ведь есть и другие варианты (с ботаническим садом, детским экогородком и т.д.), благодаря которым район Подниколья превратится в ухоженную и комфортную зону отдыха для всех горожан и гостей Могилева. При этом будут соблюдены экологические и прочие нормы, не подвергнется изменениям ландшафт, сохранятся зеленые насаждения, а главное — не возникнет злополучного диссонанса между Свято-Никольским монастырем и затеянным новостроем.

 

Впрочем, отдельные читатели придерживаются иного мнения. Они высказываются в том духе, что, дескать, обсуждать здесь нечего и спорить незачем. Мол, кому нужны дебаты по поводу какого-то «маленького монастыря» ? Ну что он собой представляет? И в чем его особая ценность?

 

О сакральной ценности христианских монастырей и храмов разговаривать с неверующими людьми, по большей части, бесполезно. Да, они могут называть себя православными и даже ставить перед иконой свечку, но для них это всего лишь «модный тренд», очередная забава, суетная игра. Вместе с тем, для истинно верующего человека любой монастырь и любой христианский храм — даже самый маленький! — есть священное место. И ценность этого места изначальна и абсолютна.

 

Тем не менее, необязательно быть верующим, дабы уважительно относиться к чувствам других людей, понимать и разделять их беспокойство, когда они выдвигают обоснованные претензии. Когда они требуют элементарного: чтобы во время церковной службы или церковных таинств под сводами храма не раздавались музыкальные эскапады, аплодисменты и вопли — весь этот шум и гам соседней фестивальной площадки…

 

Однако оставим религиозные чувства. Повторяю, для неверующих людей это что-то из сферы запредельной и недоступной. Но как проигнорировать существенные моменты, которые имеют значение для всех, причем независимо от личного отношения к Богу?

 

Комплекс Свято-Никольского монастыря — это уникальный памятник, единственный в восточной Беларуси образец архитектуры виленского (белорусского) барокко. А старейший из храмов монастыря, Свято-Никольский собор, возведенный в 1669-1672 гг., является и древнейшим из сохранившихся православных храмов нашего областного центра. Кроме архитектурных достоинств, этот собор известен своими фресками и величественным 4-ярусным иконостасом — настоящим произведением искусства, созданным в XVII веке мастерами резьбы по дереву и талантливыми позолотчиками. С 2004 года Свято-Никольский храм фигурирует в предварительном списке всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

Также следует отметить, что история этого монастыря неразрывно связана со многими выдающимися личностями. Он был основан благодаря стараниям киевского митрополита Петра (1596-1647), при жизни которого начала действовать временная деревянная церковь и появились первые монашеские кельи. А Свято-Никольский собор был освящен знаменитым могилевским епископом Феодосием (…-1678) — верховным пастырем белорусского православного населения Великого княжества Литовского. Кстати, в факте его верховенства нет ничего удивительного: в те годы Могилев был крупнейшим городом из ныне расположенных в границах нашего государства.

 

Здесь молился российский император Николай II. Сюда приезжали  митрополит Филарет и патриарх Алексий II. И здесь же в августе 1993 года было проведено заседание Синода Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви, на котором состоялась канонизация святителя Георгия (Конисского).

 

У Свято-Никольского собора погребены архиепископ Максим и бывшая настоятельница, игумения Евгения. Вечный покой в усыпальнице монастыря обрели и найденные останки невинно убиенных — в период сталинских репрессий отданная на поругание обитель использовалась как тюрьма и укрытие для тайных казней…

 

Однако довольно, прервемся. Коль скоро мы заговорили о ценности исторической и культурной, то было бы уместно разобраться с главным вопросом. Достойна ли эта ценность того, чтобы бережно обращались не только с ней, но и с прилегающей территорией?

 

Судя по плану так называемого благоустройства — нет, не достойна. И один из читателей «Вечерки» с радостью соглашается: «Такое впечатление, что Подниколье — это церковная вотчина, как было в феодальную эпоху. Зачем маленькому действующему монастырю такие большие земельные угодья?» . И далее: «Территория Подниколья не является мировым культурным наследием, подлежащим охране. Поэтому этот район нужно сделать культурным, с современной архитектурой, необходимой современным жителям города» (№ 102 от 21 декабря 2016 г.; рубрика «Сейчас скажу!»).

 

Казалось бы, этот комментарий рационален и бесхитростен. Однако на самом деле он свидетельствует о банальном невежестве. Громкие и язвительные слова («церковная вотчина», «феодальная эпоха») — по сути, пустое сотрясение воздуха, за ними одни лишь голые эмоции. А на стороне противников безрассудного благоустройства — неоспоримая буква закона.

 

В «Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь» внесен не только сам комплекс Свято-Никольского монастыря и не только внутреннее убранство Свято-Никольского собора, но — внимание! — и вся прилегающая к этому монастырю территория. Более того, даны конкретные координаты: междуречье правого берега Днепра и реки Дебра — т. е. все урочище Подниколье (Никольский посад). Эта же территория с точно указанными границами обозначена в перечне зон охраны историко-культурных ценностей — археологических объектов г. Могилева (утвержден Постановлением № 35 от 26 июля 2011 г. Министерства культуры РБ).

 

Если говорить предметно, то речь идет о культурном слое на данной территории. Он представляет собой принципиальный интерес для археологов и вообще для историков. Увы, эта формулировка все-таки оставляет лазейки для реализации всякого рода планов непродуманного благоустройства. Но в то же время она не делает решения, принятые местной властью, окончательными и не подлежащими обсуждению.

 

Обсуждать по-прежнему есть что! И есть что опротестовывать. Хотя бы опираясь на параграф 15-й главы 3-й упомянутого выше Постановления: «Охранные зоны установлены исходя из условий сохранения и наилучшего восприятия историко-культурных ценностей».

 

Если археологов и вообще историков почему-то не возмущает, что их вотчина (а не церковная, как фантазировал читатель) подвергнется разрушительному вмешательству, то обычные неравнодушные люди вправе выразить свое несогласие. Потому как «наилучшего восприятия» главной историко-культурной ценности Подниколья — Свято-Никольского монастыря — в результате «благоустроительных» работ не получится. Все эти новые помпезные сооружения на границе охранной зоны и, тем более, внутри ее (фестивальная площадка) превратят жемчужину могилевской старины действительно в маленькую блеклую горошину — в форменное ничто рядом с нагромождениями бетона и стекла. И самое время будет вспомнить примечательную фразу В.И. Ленина, который, как ни крути, был человеком неглупым: «Формально правильно, а по существу издевательство»…

 

Кстати, насчет восприятия. Эта тонкая категория не зря обозначена в официальном Постановлении. Она используется во всех цивилизованных странах как один из важнейших критериев в деле охраны исторического и культурного наследия. Нельзя что-то вырвать из контекста, выломить из интерьера, отделить от пейзажа, лишить своего исконного окружения. Нельзя возле греческого Парфенона воздвигнуть булькающий фонтанами аквапарк. И вблизи от Храма Гроба Господня в Иерусалиме никто не посмеет соорудить цирковую арену.

 

В Германии вместе с памятниками истории и культуры охраняется и вся расположенная рядом территория — закон защищает каждый фонарный столб, каждое дерево и куст. А во французском Париже вокруг любого охраняемого историко-культурного объекта не допускается (кроме редчайших экстраординарных случаев) никаких изменений, переделок, перекрасок и никакого сноса ветхих и строительства новых зданий в радиусе 500 метров! Наделавшая столько шума стеклянная пирамида, ныне ставшая входом в Лувр, смогла появиться только потому, что идеально вписалась в пространство музейной площади и своими прозрачными гранями не препятствовала обзору. И все равно, прежде чем возведение этой пирамиды было одобрено, чиновники, эксперты и широкая общественность дискутировали и просчитывали последствия на протяжении долгих 4 лет!..

 

Интересно, а наше восприятие — оно в этом смысле другое? Менее взыскательное? Примитивное и всеядное? Нам что ни подсунь, чего ни нагороди — мы все прожуем, переварим и останемся довольными?

 

В этой связи вспоминается еще один комментатор, опубликовавший свое мнение в Интернете: «Каким образом упомянутый торговый центр помешает монастырю, остается только догадываться. Ибо будет находиться от него на расстоянии в четыреста метров» .

 

И то верно. А зачем изощряться? Парижанам пусть будет 500 метров — как никак, они люди «продвинутые» и особенные. Ну а для нас, второсортных, и 400 — роскошь. Правда, смущает простое сопоставление. В Париже исторических памятников число огромное, а у нас, в губернском Могилеве, если по-честному, — кот наплакал. Так разве мы не должны беречь то, что сохранилось, хотя бы с похожим усердием? Я уж не говорю с удвоенным и даже с утроенным…

 

Впрочем, от этих рассуждений толку немного. Поэтому снова сошлюсь на официальный документ. В Постановлении Министерства культуры РБ № 25 от 19 октября 2005 г. имеется кое-что и касательно места, в которое собираются воткнуть многоэтажный торгово-развлекательный центр. Оказывается, в этой зоне г. Могилева возможно новое строительство, но, цитирую, «с условием — не перекрывать композиционно-видовые взаимосвязи» (гл. 2, п. 4). И далее даются четкие разъяснения о недопустимости диссонанса, принижающего значение историко-культурных объектов, и о строгой регламентации любого нового строительства «по его функциональному назначению, по высоте и протяженности зданий, по приемам благоустройства и по другим показателям» .

 

Выходит, что мы ничем не хуже парижан и радеем о своем историческом наследии также мудро и попечительно. Но тогда откуда берутся такие прожекты и почему принимаются подобные решения?

 

А с другой стороны, все это хорошо знакомо, и нам не привыкать. Впервые, что ли? Достаточно вспомнить сумбурные шараханья вокруг многострадальной Могилевской ратуши.

 

После Великой Отечественной войны ее сначала объявили памятником архитектуры и пытались восстановить: укрепили фундамент, починили кровлю, соорудили строительные леса… А потом нашпиговали взрывчаткой и беспощадно пустили в распыл. Типа разрубили кому-то мешавший гордиев узел. Однако по прошествии времени внезапно опамятовались и торжественно воздвигли опять. Но, заметьте, ведь до этого тоже принимались ответственные решения. Ну, просто спасу нет, какие ответственные!

 

Вот уж воистину — все это «формально правильно». А по существу…

 

Игорь МУСИЕНКО.

 

 

ОТЗЫВЫ ПОСЕТИТЕЛЕЙ СВЯТО-НИКОЛЬСКОГО МОНАСТЫРЯ, ОПУБЛИКОВАННЫЕ НА ТУРИСТИЧЕСКИХ И ПАЛОМНИЧЕСКИХ САЙТАХ В ИНТЕРНЕТЕ. СПИСОК ЭЛЕКТРОННЫХ АДРЕСОВ — В РЕДАКЦИИ.

 

* Из-за большого количества отзывов представлена только краткая выборка. Согласно традиции, принятой в Интернете, авторы подписывались «никнеймами» («никами»), заменяющими паспортные ф.и.о.

 

Милана (Беларусь): «Мне очень нравится этот красивый и уютный женский монастырь. Его обитательницы очень трудолюбивы и добродушны. На территории обители всегда тихо (при том, что сооружение находится в центре Могилева) и все располагает к спокойной, размеренной духовной жизни».

 

Юлия З. (Москва, Россия): «Великолепно. Советую всем!»

 

Diegojorg  (Карранке, Испания); перевод с испанского:

«Визит был очень интересным. Мы посетили великолепный главный храм, полюбовались ухоженными садами… Побывать здесь стоит обязательно».

 

Варвара И. (Москва, Россия): «Красивая, ухоженная территория. Умиротворяющая атмосфера!»

 

Константин (Россия): «Это нечто обалденное. Мы ненадолго попали внутрь храма, там начинался детский рождественский праздник. Никольский храм замечателен снаружи и внутри. Да и вообще весь комплекс».

 

Dsfin (Россия): «Монастырь находится в центре города… Странно, что сохранился. Во времена СССР культовые здания в Беларуси не жалели. А Николаевская церковь — вообще шикарный образец белорусского зодчества. Не так много таких церквей дошло до нашего времени».

 

MassiLess (Лессоло, Италия); перевод с итальянского:

«Я была очень впечатлена как своеобразием монастыря, так и его расположением. Он находится недалеко от реки, в окружении простого сельского жилья и одновременно в самом центре города. Безусловно, рекомендую посетить».

 

 Артем З. (Архангельск, Россия): «Очень красивое и в то же время тихое, спокойное место, которое оставляет незабываемые впечатления!».


Комментарии к статье

Житель Подгорной (Могилев)

25.01.2017 15:16

Люди, дорогие! спасибо вам, хоть вы меня услышали и выслушали.

Ольга (Могилев)

24.01.2017 16:40

Житель Подгорной - Вы правы, написали очень точно и правильно! Полностью Вас поддерживаю. Такого безобразия, как отношение к людям, живущим в этом районе, в центре города, нигде нет в других городах. Другие уже ликвидировали послевоенную разруху, отстроили города из руин, а в Могилеве пустырь остался, ничего не строят, чтобы не потревожить покой и поля женского монастыря.

Ирина (Могилев)

24.01.2017 11:27

Слово из заголовка статьи \"издевательство\" - это точное слово, характеризующее отношение городских властей к жителям Подниколья, бездействие в ответ на просьбы улучшить их бытовые условия жизни, построить дороги и торговый центр, то есть хороший магазин. Казалось бы, вполне скромные запросы в современном мире, но некому позаботиться о жителях, и это продолжается десятки лет. Захолустье в самом центре областной столицы. Недавно мы с семьей посетили это место, ничего нет красивого в пустыре и редких деревьях. Частный сектор, бездорожье, поля, огороды и склады монастыря, здание водоканала,- больше ничего нет вокруг монастыря и собора. Туристы приезжают посмотреть на все это, чтобы потом вернуться в свои города, где все обустроено на пользу людям. Взять другие города Беларуси: Гродно, Гомель, Минск, там действительно уютнее. Обидно за Могилев и его жителей.

Елена (Могилев)

24.01.2017 11:06

Житель Подгорной, Вы все очень хорошо написали, совершенно правильно, полностью с Вами согласна.
Поражаюсь, сколько можно игнорировать жителей района Подниколья! Они терпели, стали писать, жаловаться, а им в ответ - только неубедительные отговорки! Десятилетия все стоит, ничего не делается для благоустройства, даже хорошего магазина,лестницы, дороги люди не заслужили! Бесчеловечно, особенно обидно, что прикрывается такое бездушное отношение высокими словами о религии, о покое верующих!
Благоустройство города, наведение в нем уюта, после критики Президента, началось с водружения скульптур львов на мосту. Львы, конечно, хорошо, но на этом и остановились, потоками слов заслоняя бездействие.

Житель Подгорной (Могилев)

23.01.2017 19:39

Да все очень красиво изложено, вспомните только....где расположен храм Христа Спасителя в Москве? Что-что??? в глуши стоит? транспорт туда не ходит? магазинов рядом нет?А миллионы людей едут именно туда, да-да вы не поверите, вы же тут про Париж пишите. Обидно, что Храму Христа Спасителя не помешала инфраструктура современной Москвы, а тут да, всем помешает, оскорбит. И пожалуйста, не нужно писать о моей узости мышления, если многие тут и за храм и за торговый центр. Но вам все плохо. Пусть дальше алкоголики стоят за каждым деревом и вечером там страшно идти, добавьте им еще горки из гипотетического парка. Но вам об этом все равно.
Спасибо, что дали возможность высказаться. Обидно, пусть я не умею так излагать, как автор статьи.

Елена (Могилев)

23.01.2017 14:34

В статье говорится, что с 2004 года Свято-Никольский храм фигурирует в предварительном списке всемирного наследия ЮНЕСКО. Эти сведения устарели. Хочу уточнить, что Свято-Никольский Собор исключен из предварительного списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
(ссылка на сайт в Интернете: https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_объектов_всемирного_наследия_ЮНЕСКО_в_Белоруссии).
Автор статьи убеждает, что территорию, прилегающую к комплексу Свято-Никольского монастыря, нужно беречь и сохранять как историческую ценность. Приводятся сравнения с Парижем, Иерусалимом. Но ведь там есть что охранять. А в Подниколье вокруг монастыря - пустошь и монастырские поля, огороды, склады. Разве эти объекты являются такой историко-культурной ценностью, что их нужно охранять всем миром, и строить вокруг ничего нельзя? Но ведь на то и существует профессия архитектора – чтобы проектировать объекты, вписывающиеся в городской ландшафт, а не просто громоздить что попало из бетона и стекла, как пишет автор статьи. И почему нельзя построить торговый центр? Это ведь не какое-то дьявольское сооружение, а магазин, который жители этого района давно просят построить. И если уж рассматривать исторически, то Подниколье было полностью застроено до войны, и в основном объектами торговли. Так что нужно восстановить историческую застройку, а не оставлять пустырь на этом месте. Территория Подниколья огромна, места хватит и для парка, и для других сооружений. Призываю автора статьи довериться профессионалам – историкам, архитекторам, представителям городской власти, которые должны учесть интересы всех жителей города при освоении Подниколья.

Имя:


Город:


Комментарий:

Внимание! Комментарий появится на сайте после прохождения модерации.


© Общество с ограниченной ответственностью "Газета "ВЕЧЕРНИЙ МОГИЛЕВ". УНП 700008922.
Юридический адрес: 212030, г. Могилев, ул. Первомайская, 89. Телефон 32-71-16.
Свидетельство о государственной регистрации № 800. Выдано Министерством информации Республики Беларусь 24.11.2009г.
Все права защищены. Использование информации допускается только со ссылкой на источник.

Создание сайта Yanina Protskaya