ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ
ДЕНЬ ЗА ДНЕМ
КУРСЫ ВАЛЮТ
"СЕЙЧАС СКАЖУ!"
РЕКОМЕНДУЕМ
ГАЗЕТА
ДЛЯ ДОМА, СЕМЬИ
И ЛИЧНО ДЛЯ ВАС

ЧИТАЙТЕ
в свежем выпуске
№ 23 за 12 декабря, 2017 г.:

Как стать успешным?
Правда и мифы о простуде.
Как поститься ...зрением?
Правильное питание зимой.
Что делать на даче в декабре?
ПОЛЕЗНАЯ
ГАЗЕТА
О ЖИВОТНЫХ

ЧИТАЙТЕ
в свежем выпуске
№ 12, декабрь, 2017 г.:

Влияние на клёв фаз луны.
Ферма на пороге зимы.
Сохраните кур в холода.
Зачем пчёлы собирают мёд?
Гороскоп-2018.
Такие мысли...

* * * Не нужно додумывать слишком много. Так вы создаете проблемы, которых изначально не было. Фридрих Ницше.

* * * Жить так, как вы хотите, — это не эгоизм. Эгоизм — это когда другие должны думать и жить так, как вы хотите. Оскар Уайльд.

* * * Когда глаза устремлены в небо, в них отражается небо. Когда смотрят на болото — отражается болото. Наш выбор в том, куда глаза обратить. Д. Емец.

* * * Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным. Луций Анней Сенека.

* * * То, что Вы можете воспринимать спокойно, больше не управляет Вами. Конфуций.

* * * Давно уже отмечено умными людьми, что счастье — как здоровье: когда оно налицо, его не замечаешь. Но когда пройдут годы, — как вспоминаешь о счастье, о, как вспоминаешь! Михаил Булгаков.

* * * Реклама — средство заставить людей нуждаться в том, о чем они раньше не слыхали. Мартти Ларни.

* * * Жизнь любого занята завтрашним днем. Люди не живут, а собираются жить. Сенека (младший).

* * * Когда одна дверь счастья закрывается, открывается другая; но мы часто не замечаем ее, уставившись взглядом в закрытую дверь. Хелен Келлер.

СОЗИДАТЕЛЬ
ГРАДА МОГИЛЕВА

Фигура Архиепископа Могилевского и Белорусского Георгия Конисского (1717-1795 гг.) ярко воплощает в себе черты многогранной личности XVIII века — эпохи Просвещения. В историю Беларуси он вошел как выдающийся церковный деятель, прославленный проповедник, талантливый политик и дипломат, ученый-философ, педагог, писатель, мужественный борец за свободу совести, против религиозного и национального угнетения белорусского народа. Энергия его творческой натуры нашла свое выражение и в градостроительной деятельности.

 

Церковное строительство в Могилевской епархии при архиепископе Георгии получило новый, необыкновенно сильный импульс. Сегодня мы даже не можем вполне осознать, насколько много сумел создать он в Могилеве, поскольку, к великому сожалению, большинство сооружений второй половины XVIII в. не сохранилось до наших дней, погибло в период многочисленных войн, смут и атеистического вандализма минувшего столетия. Наш город  многим обязан деятельной натуре Георгия Конисского, построенные его трудами архитектурные памятники в свое время имели важное значение для города.

 

Приехавший в Могилев из Киева в 1755 г. епископ Георгий нашел состояние Белорусской епархии крайне удручающим во всех отношениях: духовном, административном, финансовом и архитектурном. В условиях жесткого давления со стороны католической знати, римско-католического и униатского духовенства православные верующие имели ограниченные возможности производить ремонтные работы в пострадавших от времени и пожаров храмах, не говоря уже о строительстве новых церквей.

 

В одной из своих проповедей Святитель Георгий сокрушался о том убожестве, в которое силой загнаны православные люди в Польском королевстве: «Но ныне кому неизвестно, в каком жалком виде наша благочестивая вера в сем государстве? В Литовском Великом княжестве хотя и осталась последняя Белорусская епархия: однако и сия большею частию расхищена. Могли вы еще видеть в ней некое число Церквей Православных, но и те сараям паче и хлевникам скотским подобны, а не храмам христианским...»

 

В условиях столь неблагоприятной обстановки Конисским был организован ремонт многих храмов Белорусской епархии, а также строительство новых. Особое место среди забот отводилось Могилевскому Спасо-Преображенскому мужскому монастырю, который играл особую роль в духовной жизни православных горожан.

 

Первый документ, упоминающий о Могилевском Спасском монастыре, относится еще ко второй половине XVI в. В нем говорится, что монастырь был основан могилевскими мещанами при Спасской церкви. Церковь эта — древнейшая в Могилеве, истоки ее теряются в XIII в., она имела особое значение в религиозной и общественной жизни горожан, поскольку Спас считался покровителем Могилева. Спасский храм уже в середине XV в. был соборным. При нем находилось братство. Исследователи предполагают, что еще в XV в. (а возможно, и в XIV) при Спасской церкви «приютилось» несколько монашеских келий, число которых постоянно росло благодаря материальной поддержке жителей города. И Спасская церковь, и монастырь находились в ведении горожан. Они выделяли средства на  содержание братии, распоряжались монастырским имуществом.

 

Обитель являлась местом пребывания могилевских архиереев, что было определено еще в 1632 г. при Владиславе IV. В «Статьях примирения обывателям коронным и Великого княжества Литовского из русского народа в греческой вере находящегося» говорилось: «В Великом княжестве Литовском должен быть епископ Мстиславский... который имеет именоваться епископ Мстиславский, не униат, Оршанский и Могилевский, и жить ему в Могилевском Спасском монастыре». Так Спасский монастырь стал именоваться Архиерейским.

 

Архитектурный облик монастыря формировался на протяжении нескольких веков. В 1478 г. в нем была построена  деревянная Спасская церковь. С конца XV в. при ней существовали также деревянные сооружения, где располагались монашеские кельи. В 1740—1742 гг. на месте сгоревшей в 1708 г. церкви была построена каменная Спасо-Преображенская,  которая также сгорела в 1748 г.  Заботу о  ее возрождении епископ Георгий Конисский принял на себя с 1756 г. По благословению Святителя известный  архитектор Ян Крыштоф Глаубиц разработал проект, в соответствии с которым к 1762 г. на высоком берегу Днепра был возведен величественный собор, до 1802 г. являвшийся кафедральным. Это был крестово-купольный храм с традиционным для культуры барокко двухбашенным главным фасадом, богато украшенный росписями, в выполнении которых принимали участие известные белорусские  мастера Мирон Пигаревич и Петр Слижик.

 

Святитель Георгий распорядился установить на куполе колокольни Спасского монастыря вместо креста образ Архангела Гавриила с мечом в правой руке, сделанный из меди и покрытый золотом, который, по свидетельству игумена Ореста, «стоя на шпале, обращался во все стороны от ветра». Данный образ простоял более полувека, пока в 1826 г. не был заменен на крест Могилевским архиепископом Павлом (Моревым).

 

После того как было окончено строительство Спасо-Преображенского храма, «бывшая деревянная церковь, возле вала стоявшая, во имя святой великомученицы Варвары, в которой до окончания постройки каменной Спасской церкви отправляемо было ежедневно богослужение, по повелению Могилевского епископа Георгия (Конисского) перенесена в село Борсуки». Масштабное православное церковное строительство на Могилевщине стало возможным только после первого раздела Польского королевства в 1772 г. и присоединения восточных областей Беларуси к Российской империи. Уже в 1774 г. на полученные из России 10 000 рублей Конисский сделал ремонт в Спасо-Преображенском соборе. Были также построены здания архиерейского дома и консистории со служебными помещениями (поварней, хлебней, кладовой, трапезной и квартирами архиерейского штата). Прежний деревянный архиерейский дом и землю при нем архиепископ Георгий подарил могилевским лютеранам-протестантам, которым Святитель сочувствовал, поскольку они так же, как и православные, жестоко страдали от преследований польских католиков. На подаренной земле лютеране построили кирху, а в благодарность Конисскому они заказали живописный портрет Георгия и поставили этот портрет в своем храме рядом с изображением Лютера — основателя лютеранской церкви. Этот портрет сохранился до нашего времени, с него делаются все современные иконы, на которых Святитель изображается именно таким, каким он был при жизни.

 

В 1780 г. Конисский участвовал в закладке нового собора Святого Иосифа Обручника, строительство которого связано с памятной встречей в Могилеве 24 мая 1780 г. русской императрицы Екатерины II с австрийским императором Францем Иосифом. Возведен он был по проекту архитектора Н.А. Львова, который реконструировал и площадь перед храмом, придав ей овальную форму (в настоящее время на этом месте располагается гостиница «Днепр»). Строительство памятника, считавшегося одним из красивейших сооружений в Северо-Западном крае, затянулось на 17 лет и было закончено уже после смерти обоих императоров и самого Георгия Конисского. Непосредственно в строительстве собора Святитель Георгий не участвовал, так как оно имело не столько церковное, сколько политическое значение, однако знаковый характер освящения им закладного камня не может быть забыт. К слову, во время того памятного освящения у императрицы Екатерины рассыпались жемчужные бусы, которые были собраны слугами, чтобы вновь составить из них дорогое украшение блистательной государыни. Однако она тут же преподнесла этот жемчуг в подарок Георгию на четки в знак глубокого уважения к Святителю.

 

В том же 1780 г. на деньги, полученные из России, Георгием было заложено новое здание Могилевской духовной семинарии, основанной им же в 1759 г., которое строилось в течение пяти лет. Главный корпус был сооружен в классическом стиле и напоминал римский Пантеон с круглым залом посередине и двумя крыльями, в которых размещались помещения для преподавателей и малоимущих семинаристов. В 1785-1786 гг. трудами Конисского в Спасском монастыре была построена новая каменная колокольня на месте пришедшей в ветхое состояние деревянной.

 

Постепенно велось строительство и ремонт многих приходских храмов. Церкви сооружались Святителем в с. Нейдоке Рогачевского уезда, в м. Дубровно, в д. Герасименки и д. Селичи близ Черикова. В пригороде Могилева Печерске Георгием была построена деревянная церковь в честь его небесного покровителя Георгия Победоносца.

 

Заботы о созидании епархии не оставляли Святителя до последних дней его жизни. Уже будучи тяжело больным, прикованным к постели, он был озабочен строительством келий в Могилевском девичьем монастыре и в своем завещании, составленном в 1793 г., распорядился о выделении необходимой суммы для окончания строительных работ.

 

Незадолго до кончины Георгию Конисскому довелось пережить большое несчастье: значительная часть его трудов погибла в пожаре 19 января 1794 г. Тогда сгорела часть помещений архиерейского дома (кроме чудом уцелевших архиерейских покоев), здание консистории, служебные, жилые помещения, все деревянные пристройки. По свидетельству игумена Ореста, «остались от пожара только стены каменныя, все же прочее, как то: кровля деревянная, потолки и полы и другия мебели, погорело».

 

Сохранился и Спасо-Преображенский собор. Усилиями Георгия в короткий срок были составлены смета и план необходимых восстановительных работ, исходатайствованы в Святейшем Синоде и Могилевском наместническом правлении необходимые средства. Конисский старался руководить производимыми работами, однако из-за крайней слабости архиепископа фактически делами руководили его наместник игумен Иоасаф и епархиальный казначей иеромонах Сергий.

 

В результате созидательной деятельности Конисского, к началу XIX в. все постройки Спасского Архиерейского монастыря были каменными: главный храм во имя Преображения Господня с двумя приделами; церковь во имя 40 Севастийских мучеников, соединенная с кельями; архиерейский дом с церковью во имя Вознесения Господня (при нем располагался сад); кельи, часть из которых была занята помещениями консистории; колокольня. Монастырь был окружен каменной оградой, с двух сторон часть этой ограды составляли каменные купеческие лавки.

 

В советские годы монастырь был закрыт. Спасский собор, в котором погребены мощи Святителя Георгия, был уничтожен, а судьба столь значимого в историческом и духовном отношении захоронения до сегодняшнего дня неизвестна. В настоящее время на сохранившемся старинном здании архиерейского дома установлена мемориальная доска с портретным барельефом Георгия Конисского, именем которого назван и сам городской вал. В 1993 г. в ознаменование канонизации могилевского святого здесь же установлен памятный крест, к которому ежегодно 6 августа в день прославления Святителя Георгия Могилевского в лике святых за его колоссальную созидательную и просветительскую деятельность из Свято-Никольского женского монастыря совершается торжественный крестный ход. Эта традиция знаменует собой важные ростки возрождающейся в нашем народе исторической памяти и благодарности Святителю Георгию.

 

С. Сомов,

кандидат

филологических наук.  


Комментарии к статье


Имя:


Город:


Комментарий:

Внимание! Комментарий появится на сайте после прохождения модерации.


© Общество с ограниченной ответственностью "Газета "ВЕЧЕРНИЙ МОГИЛЕВ". УНП 700008922.
Юридический адрес: 212030, г. Могилев, ул. Первомайская, 89. Телефон 32-71-16.
Свидетельство о государственной регистрации № 800. Выдано Министерством информации Республики Беларусь 24.11.2009г.
Все права защищены. Использование информации допускается только со ссылкой на источник.

Создание сайта Yanina Protskaya