ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ
ДЕНЬ ЗА ДНЕМ
КУРСЫ ВАЛЮТ
"СЕЙЧАС СКАЖУ!"
РЕКОМЕНДУЕМ
ГАЗЕТА
ДЛЯ ДОМА, СЕМЬИ
И ЛИЧНО ДЛЯ ВАС

ЧИТАЙТЕ
в свежем выпуске
№ 23 за 12 декабря, 2017 г.:

Как стать успешным?
Правда и мифы о простуде.
Как поститься ...зрением?
Правильное питание зимой.
Что делать на даче в декабре?
ПОЛЕЗНАЯ
ГАЗЕТА
О ЖИВОТНЫХ

ЧИТАЙТЕ
в свежем выпуске
№ 12, декабрь, 2017 г.:

Влияние на клёв фаз луны.
Ферма на пороге зимы.
Сохраните кур в холода.
Зачем пчёлы собирают мёд?
Гороскоп-2018.
Такие мысли...

* * * Не нужно додумывать слишком много. Так вы создаете проблемы, которых изначально не было. Фридрих Ницше.

* * * Жить так, как вы хотите, — это не эгоизм. Эгоизм — это когда другие должны думать и жить так, как вы хотите. Оскар Уайльд.

* * * Когда глаза устремлены в небо, в них отражается небо. Когда смотрят на болото — отражается болото. Наш выбор в том, куда глаза обратить. Д. Емец.

* * * Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным. Луций Анней Сенека.

* * * То, что Вы можете воспринимать спокойно, больше не управляет Вами. Конфуций.

* * * Давно уже отмечено умными людьми, что счастье — как здоровье: когда оно налицо, его не замечаешь. Но когда пройдут годы, — как вспоминаешь о счастье, о, как вспоминаешь! Михаил Булгаков.

* * * Реклама — средство заставить людей нуждаться в том, о чем они раньше не слыхали. Мартти Ларни.

* * * Жизнь любого занята завтрашним днем. Люди не живут, а собираются жить. Сенека (младший).

* * * Когда одна дверь счастья закрывается, открывается другая; но мы часто не замечаем ее, уставившись взглядом в закрытую дверь. Хелен Келлер.

ЖИЗНЬ
КАК ОДИН ДЕНЬ

Когда у народа есть память, то есть и народ! Как только историческую память нарушают или переделывают, то грядут тяжелые времена (события в Украине тому подтверждение). Государство принесло покаяние за пролитую кровь во время террора своих граждан. Великий сонм мучеников и исповедников, претерпев  всё до конца, остались верны своим убеждениям и спаслись, а теперь помогают и нам спасаться в тяжелые времена.

 

П.А. Столыпин писал: «Каждое утро я говорю молитву и смотрю на предстоящий день, как на последний в жизни… Я понимаю смерть как расплату за убеждения».

 

Не обошла стороной трагедия всего русского народа и нашу могилевскую землю. Сотни священнослужителей: архиереев, священников, диаконов, псаломщиков, церковных старост и активных церковных  деятелей, как сказано в следственных документах, расстреляны были, изгнаны из своих домов, со своего обжитого места и приняли мученическую кончину. Многие имена нам пока не открыты, но и среди известных уже причислены к лику святых священномученик Павлин, Архиепископ Могилевский и Мстиславский, расстрелян 21 октября/3 ноября 1937 г.  В числе могилёвских святых епископ Иоасаф III (князь Жевахов), расстрелянный 7 апреля 1938 г.                  

 

Готовятся документы для прославления епископа Феодосия (Ващинского), расстрелянного 22 октября 1937 г., который   занимался примирением раскола и обновленчества, призывал противостоять новым угрозам, убедил митрополита Досифея (раскольника) перейти в лоно церкви, но 28 февраля 1933 г. был арестован. 13 подчиненных ему священнослужителей оклеветали его, он остался один, преданный, со стойкостью принял предназначение и 9 июня 1933 г. был осужден на 5 лет лагеря. Последнее упоминание о нем относится к 1937 г. — на Дальнем Востоке он выдал своеобразное удостоверение Никону (Воробьеву), оставившему книгу «Нам оставлено покаяние»: владыка Феодосий был настоящим пастырем и пользовался авторитетом у заключенных. 11 сентября 1937 г. приговорен к расстрелу.

 

В 1933 г. преемником владыки на Могилёвской кафедре стал вышеупомянутый священномученник Павлин – его очень любили, он был добрым и милостивым, продолжил борьбу с обновленцами, за что и был арестован за «единение церквей с целью создания контрреволюционного блока».  Именно с такой формулировкой 5 октября 1935 г. был арестован,  28 октября 1937 г. приговорен к расстрелу, 3 ноября убит. Власти хотели как можно быстрей уничтожить православие с целью создания первой атеистической республики. В это непростое время подвигом становится даже дать согласие на получение кафедры, зная, что двух предшественников уже расстреляли.  Но с октября 1936 г. по сентябрь 1937 г. архиепископом Могилёвским стал Александр (Раевский). Он обладал безупречной силой духа, мужественностью, на допросах выстоял, так как не боялся никого. 31 октября 1937 г. приговорен к расстрелу, 3 декабря убит.

 

Мученический и исповеднический подвиг трех могилевских святителей должен послужить всем нам бесценным примером того, насколько созидательна для души человеческой может быть та истина, о которой свидетельствует Церковь Христова. Прежде всего, живая вера в Господа и других, пока не известных имён  сотен репрессированных священнослужителей, церковнослужителей и мирян, не известных нам, но известных Богу. Ведь «у Бога все живы».

 

На основании немногих документов, имеющихся в Могилевской епархии, среди пострадавших священнослужителей и мирян назовем такие имена: иерей Константин Димидович Гриневич и диакон Николай Иосифович Коржевский. 13.09.1927 г. осуждены на 5 лет каждый. Из обвинительного заключения понятны причины: «…Будучи священником и диаконом, на заседании церковного совета и церковных службах  распространяли  в контрреволюционных целях ложные слухи о войне с Польшей, угрожали не поддерживающим их мирянам будущими репрессиями со стороны поляков, высказывали в своих проповедях ложные слухи о гонениях советской власти на православных епископов, называя их «мучениками» за православную веру, чем создавали панику среди населения, искажая сущность карательной политики СССР». Священник Константин Гриневич был еще жив в 1943 г., с него не была снята судимость, так как власти считали его антисоветской личностью за то, что говорил правду о вышедшей в свет книге «Правда о религии в СССР», выражал недовольство в отношении церковной политики в Советском Союзе. Дальнейшая судьба его и диакона Николая нам не известна.

 

В 1937 г. 28 сентября были осуждены к высшей мере наказания за антисоветскую деятельность: протоиерей Владимир Рыжков, иереи Михаил Волков, Александр Тернов, Евгений Саульский, Григорий Соминич, Петр Сахаров, Константин Бекаревич, Василий Шелепин, церковный староста Афанасий Шинкарев, иерей Евгений Акиншевич, диакон Феодор Репко, иереи Сергий Славецкий, Петр Расовский, Петр Янукович, Сергей Лазурьевский, Иосиф Юденич, Георгий Владимиров, церковный староста Иван Кризоков, иерей Давид Ворохобиков, председатель церковного совета Герасим Клинцов (Клинцевич), члены церковного совета Ефим Черков, Иван Холявко, Феодор Сухой, активист церкви Малах Попков, иереи Даниил Хроменков, Платон Зверев, Стефан Черноусов.

 

К 10 годам лишения свободы по одному и тому же делу осуждены: активисты церкви Гавриил Гузьков, Михаил Гуслев, член церковного совета Кирилл Карпушев, псаломщик Максим Коченков, церковные старосты Даниил Василенко, Потап Коноплев, иереи Иосиф Шимкович, Диодор (Дорофей) Гора, церковный староста Захар Тюков, активист церкви Петр Герцев…

 

По восстановленному архивному следственному делу и материалам дополнительной проверки 22 марта 1966 г.   сделано заключение: «Из решения тройки видно, что все они обвинялись в том, что являлись членами контрреволюционной церковной организации, организованной на территории Могилева в 1934 г., проводили нелегальные сборища, на которых обсуждали цели насильственного свержения  советской власти и восстановления монархического строя. Проводили также контрреволюционную деятельность в отношении органов власти и их мероприятий, с целью вызова недовольства среди населения. Распространяли провокационные слухи. Путем использования новой Конституции добивались открытия ранее закрытых церквей,  в результате чего в Шкловском районе было организовано открытое контрреволюционное выступление по захвату церкви (Ничипоровичская церковь). Восхваляли фашизм, занимались вербовкой новых членов в организацию»…  Какими доказательствами подтверждалось это обвинение, в решении «тройки» не сказано…

 

Некоторые из осужденных, как, например, священники Константин Бекаревич, Сергий Словецкий, Евгений Саульский, Михаил Волков якобы являлись агентами польской разведки. Но ведь немногим раньше значительную часть России советская власть отдала под Польшу по так называемому Брестскому миру (1918 г.), а священникам предъявляют обвинения. Противоречивость налицо.  Филипп Яковлевич Ториков был расстрелян 21 сентября 1938 г. за то, что был  служащим религиозного культа.

 

Священномученик Серафим (Самойлович), наместник Могилево-Братского монастыря, архиепископ Угличский, отправлен в 1928 г. в ссылку в Могилев в Буйничский монастырь, в трудные годы противодействовал расколу. Расстрелян в 1937 г.

 

Михаил Кузьменко — священник, богослов, проповедник, на основании его биографии снят фильм «Поп». Он стал свидетелем ареста и последних дней митрополита Виленского  Сергия (Воскресенского), расстрелянного  в 1944 г. Отбыл 10 лет лагерей за антисоветскую деятельность после войны, а с 1958 г. служил в Могилёве в Борисо-Глебской церкви, защитил диссертацию по истории православия на Могилёвщине.

 

Во время оккупации  с 1941 г. по 1944 г. могилевчанка  Прасковья Дерибо,  переодевшись в монашескую одежду, кормила бойцов в Луполовском концлагере Могилёва, собирая по крупицам всё, что давали жители, а их число было равно числу пленных бойцов Советской армии. Она спасла много жизней, этому есть и письменные подтверждения. Трижды её брали в плен, избивали и проводили опрос на знание молитв, но она продолжала дело своей жизни. После войны её наградили медалью и дали персональную пенсию, но по ложному доносу всего лишили, и Прасковья  не получала пенсию, жила на подаяния, умерла в 70-е годы.

 

Елизавета Лактютко-Богатова работала  старшей медсестрой. Во время войны приносила перевязочный материал и медикаменты для раненых, спасла  несколько психбольных.

 

Иван Чернов в 1900 г. поступил в Белыничский монастырь в семилетнем возрасте  и пострадал за веру. Ему пришлось  20 лет провести в ссылках и тюрьмах. В дальнейшем стал  митрополитом Алма-Атинским и Казахстанским Иосифом. Скончался в 1975 году.

 

Косьма Раино – протоиерей, много помогал партизанам и поддерживал людей на оккупированных территориях, с 1947-го служил в Могилёве, вырастил 7 сыновей-священников.

 

До революции в Могилеве действовало 29 православных церковных приходов и одна семинария. К 30-м годам остались считанные церкви.

 

Вера в Бога и личное мужество дали этим мужественным священнослужителям силу даже в самых трудных обстоятельствах жизни остаться людьми. Их подвиг соединяет нас с тем временем, проблемы которого отражаются в нынешней церковной жизни и проецируются на будущее. В этом свете их жизнь достаточно актуальна и поучительна. Поэтому очень хотелось бы, чтобы к лику святых угодников Божьих были причислены все новомученики,  за веру и Отечество пострадавшие: «Ниже вжигают светильник и поставляют его под спудом, но на свещнице, и светит всем, иже в храме суть».

 

Антонина АНТОНЕНКО,

г. Могилев. 


Комментарии к статье

ирина (могилев)

16.01.2017 15:03

у косьмы раины было две дочери и три или четыре сына


Мария (Могилев)

30.09.2016 10:57

«В 1933 г. преемником владыки на Могилёвской кафедре стал вышеупомянутый священномученник Павлин – его очень любили, он был добрым и милостивым, продолжил борьбу с обновленцами, за что и был арестован..» (с).Святой Павлин боролся с обновленцами, так пишет автор статьи. Но «обновленцы» – это Русская Православная Церковь, в том числе Белорусский экзархат, после принятия в 1927 г. Декларации Митрополита Сергия, где заявлялось о лояльности православной церкви к Советскому государству. Получается, что православная церковь считает своим святым священника, который с ней же боролся. Это абсурд какой-то. Автор или что-то перепутала, или не в курсе, или православная церковь ошиблась и произвела в святые того, кто с ней боролся? Недавно, в 2008 г. за борьбу с «обновленцами» и «сергианским грехом» РПЦ лишила сана православного священника Деомида, в России.

Имя:


Город:


Комментарий:

Внимание! Комментарий появится на сайте после прохождения модерации.


© Общество с ограниченной ответственностью "Газета "ВЕЧЕРНИЙ МОГИЛЕВ". УНП 700008922.
Юридический адрес: 212030, г. Могилев, ул. Первомайская, 89. Телефон 32-71-16.
Свидетельство о государственной регистрации № 800. Выдано Министерством информации Республики Беларусь 24.11.2009г.
Все права защищены. Использование информации допускается только со ссылкой на источник.

Создание сайта Yanina Protskaya