ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ
ДЕНЬ ЗА ДНЕМ
КУРСЫ ВАЛЮТ
"СЕЙЧАС СКАЖУ!"
РЕКОМЕНДУЕМ
ГАЗЕТА
ДЛЯ ДОМА, СЕМЬИ
И ЛИЧНО ДЛЯ ВАС

ЧИТАЙТЕ
в свежем выпуске
№ 15 за 8 августа, 2017 г.:

Если гормоны шалят...
Мама с папой разводятся.
Есть ли ангелы смерти?
Как пройти собеседование?
Планировка сада: теория.
ПОЛЕЗНАЯ
ГАЗЕТА
О ЖИВОТНЫХ

ЧИТАЙТЕ
в свежем выпуске
№ 8, август, 2017 г.:

Питомцы и солнечный удар.
Как отбирать гусей на племя?
Чтобы куры хорошо неслись...
Выбираем щенка для ребенка.
Что натворил жадный хомяк?
Радости и гадости нашего городка
Зверьё моё

ПЛЕНИТЕЛЬНАЯ КРАСОТА
СТРАН ЗАКАВКАЗЬЯ

Путешественник и интересный рассказчик, автор многочисленных  статей в «Вечернем Могилеве» —  Алексей МОКАРЕНКО . Ему 30 лет, живет в г. Могилеве, работает заведующим отделом гипермаркета «Евроопт». Вот что он сам говорит о своем увлечении: «Считаю путешествия лучшим способом для всестороннего развития...».

 

Алексей недавно вернулся из поездки по Закавказью. Читайте, познавайте мир через этого любознательного человека, берите пример.

 

Здравствуй, дорогой читатель! Лето в самом разгаре, и многие уже успели зарядиться и поделиться эмоциями о новых путешествиях, отдыхе на море. Но любой отдых — это обязательный приблизительный план: что из вещей необходимо взять, какие достопримечательности посетить, как избежать ненужных затрат. Всем, кто ещё собирается и не смог определиться с местом отдыха, возможно, поможет мой рассказ о путешествии в страны Закавказья. Человеку, живущему на равнине, очень легко, увидев один раз горы, влюбиться в них навсегда. Так произошло и со мной. Познакомившись с красотой гор Кавказа в Абхазии, уже через несколько месяцев вернулся, чтобы открыть для себя закавказские страны: Грузию, Армению, Азербайджан.

 

На этот раз в качестве транспорта для путешествия решил выбрать автобусы, чтобы на себе испытать все плюсы и минусы такого способа туристического передвижения на значительные расстояния. 17 июня 2016 г. с автовокзала г. Могилёва я добрался до г. Москвы. В столице России каждый находит себе развлечения по душе. Чтобы не томиться в ожидании, я решил посетить Музей палеонтологии. Находится он у станции метро «Тёплый Стан» и представляет собой богатую коллекцию ископаемых животных, растений, живших миллионы лет назад на территории Восточной Европы. Не пожалейте, пожалуйста, 300 российских рублей (9 рублей) на входной билет, чтобы своими глазами увидеть восстановленых по найденным костям динозавров, мамонтов, других представителей животного и растительного мира в реальных размерах. Это впечатляет и даёт возможность понять, что в нашем мире ещё столько загадок и тайн.

 

Главной моей целью в Москве было выбраться в сторону Закавказья. Из информации в интернете предварительно знал, что со станции метро «Кантемировская» в 17.00 отправляется автобус до Еревана (Армения) частной фирмы «Авазар» с приятной стоимостью билета 2000 российских рублей (60 рублей). Созвонился  с диспетчером, попросил забронировать одно место, согласовал оплату проезда при посадке и стал ожидать автобус. И вот на часах 17.10, 17.20, телефон диспетчера всё время занят, автобуса не видно, и закрадывается мысль: вот и финал так и не начавшегося путешествия... В 17.30 перезванивает диспетчер и сообщает, что подъедет легковая машина, и на ней меня подвезут непосредственно к автобусу. В общем, без звонка было невесело, а здесь ещё сомнительный поворот событий. Решил идти до конца, будь что будет! Через несколько минут подъехала машина и меня вместе с несколькими пассажирами отвезли к Московской кольцевой автодороге, где находился автобус и к которому также стягивались легковые автомобили с разных концов Москвы, привозя по нескольку человек. Сам автобус не отличался бизнес-классом, отсутствовал кондиционер, появилось сомнение в его возможности преодолеть горные перевалы, но опытный водитель вселил уверенность, что все препятствия будут по силам. Как оказалось, рейсом пользуется практически только армянская диаспора, случайных пассажиров единицы. Вот так необычно добравшись до автобуса и лишь тронувшись в южном направлении, я поверил, что путешествие состоится и будет незабываемым.

 

Благодаря автобусу, километры пробегают куда быстрее, чем на поезде, а остановки каждые два-три часа позволяют разминать ноги и практически не чувствовать дискомфорта от сидячего положения.  Транспорт заставил поволноваться лишь однажды, возле Минеральных Вод, где водитель, заглушив двигатель, не смог его завести из-за проблем со стартером. Вышли из автобуса, все мужчины подтолкнули его, и всё, мы снова в пути! Не могу не поделиться приятными эмоциями от взаимоотношений армян друг с другом. Из автобуса после остановки всегда первыми выходят и входят пожилые люди, затем женщины и дети, только потом мужчины. Заваривая кофе либо употребляя совместно питьевую воду, первые стаканчики опять же пожилым людям, затем женщинам и детям. Да и в салоне любое замечание дедушек, как, например, закрыть окно, никем не оспаривается, а быстро исполняется.

 

Автобус начинает замедляться при въезде в южные республики Российской Федерации: Кабардино-Балкарию, Северную Осетию-Аланию, где все пассажиры покидают автобус и  проходят паспортный контроль, а также ожидают досмотра вещей пограничниками. Также у границ России транспорт постоянно останавливают сотрудники ДПС и ещё раз проверяют документы. Но вот долгожданное прохождение на контрольном посту «Верхний Ларс», после которого встречает уже грузинская сторона. С белорусским паспортом проблем при прохождении границы не возникает (отсутствие виз, миграционных карточек). Хочется отметить, что это единственный пограничный пост между Россией и Грузией, к тому же находящийся на высоте  более 2000 метров, окружённый высокими горами. А если приглядеться, то с перевала можно увидеть снежные вершины Кавказских гор высотой более 4000 метров. На территории Грузии автобус делает лишь одну остановку на берегу горной реки Нарвани. Вся дорога от северной до южной границы Грузии узкая, часто над обрывами, петляет серпантином, то спускаясь, то поднимаясь в горы, часть пути пролегает по туннелям гор. Пейзажи завораживают, а мастерство водителя восхищает. Будьте уверены, что несколько часов транзитного проезда пролетают как одна минута. И вот долгожданный переход грузинской границы и въезд в Армению. Автобус с армянскими номерами даже не проверяют как следует. Все пассажиры в восхищении от встречи с родиной.

 

Армянская территория также встречает горными пейзажами, но более лесистыми и, как кажется, совсем непроходимыми участками гор. На контрасте с Грузией неприятно видеть разрушенные предприятия времён СССР, оставленные и разрушающиеся постройки  предгорных сёл. С вниманием искал через окно автобуса хоть одно действующее производство, но так  и не увидел. Лишь гидроэлектростанция на одной из горных рек, на этом всё.

 

Через 2 часа пути по территории Армении при поднятии на очередную высоту начался проливной дождь, в результате которого горная дорога в течение нескольких минут превратилась в топкую грязь, из которой, казалось, автобусу не выбраться. Следующий участок дороги проходил по горному туннелю, по которому сверху стала стекать дождевая вода и ещё больше ухудшила качество дороги. Я стал понимать, что если такой дождь будет идти хотя бы день, он полностью размоет дорогу. И за все путешествия впервые подумал: вот это я забрался! А выехать отсюда смогу?

 

Уже удачно спустившись с горы, дорога стала приобретать равнинный характер, и через час автобус сделал остановку у природной достопримечательности Армении — озера Севан. А вскоре прибыли в столицу Армении — Ереван.

 

Меняем деньги на местные драмы. Удобнее добираться до центра города на метро, стоимость 100 драм (40 копеек). Основные достопримечательности — Республиканская площадь, монумент Мать-Армения, вид на библейскую гору Арарат. По традиции нахожу и посещаю Национальный исторический музей, стоимость 1000 драм (4 рубля). К сожалению, информация на экспонатах, обзорных буклетах лишь на армянском и английском языках, поэтому при возможности сами изучаем либо нужен русскоговорящий экскурсовод. Также неприятен запрет фотографировать в музее, в котором широко освещена тема геноцида армян, массовых репресий в советское время, участие в Великой Отечественной войне. В любом случае музей рекомендую, так как история Армении самая древняя среди всех стран Закавказья, также это первое государство в мире, которое официально приняло в качестве государственной религии христианство. Каждый найдёт для себя оригинальные экспонаты, даю 100% гарантии! По доброй традиции в памятной книге музея передаю пожелания добра и привет от благодарного могилевчанина, прикрепляя открытку с достопримечательностями родного города.

 

После увлекательной прогулки по городу пора задуматься о ночлеге. Выбираю молодёжные хостелы, коих в центре достаточно. В нескольких не оказалось мест, а вот в хостеле «Ереван» нашлось стоимостью суточного проживания в 4000 драм (40 рублей). Продолжаю уверять, что не стоит переживать по поводу размещения в хостелах. Это отличная возможность за небольшие деньги жить в полноценной квартире, пусть и в соседстве с  другими туристами. К вашим услугам всегда душ, кухня со всей техникой, общий зал с телевизором, за порядком и сохранностью вещей всегда следит аминистратор.  А после ярких  эмоций от знакомства с новой страной многого не требуется.

 

Утром я твёрдо решил посетить г. Эчмиадзин, древнюю столицу Армянского государства, ныне центр армянской апостольской церкви. В хостеле администратор подсказал, что возле Центрального рынка Еревана такси собирают по четыре человека и каждые 10 минут едут в Эчмиадзин. Так и оказалось. Трое людей уже ожидали в одном из автомобилей, я сел 4-ым, и мы отправились (с человека 400 драм, примерно 2 рубля).

 

Эчмиадзин — это музей под открытым небом. Визитной карточкой города являются храмы: Кафедральный собор (303 г.), соборы Рипсимэ и Гаянэ (7 век), храм Звартноц (7 век), старинные улочки, а также ставшая ближе священная гора Арарат.

 

Город небольшой, поэтому уже к обеду возвращаюсь в Ереван. Впечатляет Центральный рынок: разнообразие фруктов, овощей, восточных сладостей, оригинальная выкладка товара, гостеприимство и бескорыстное угощение товаром.  С выбором сувениров здесь не возникнет проблем, это и восточные сладости, магниты на деревянной, металлической, пластиковой, стеклянной основах. Любители более оригинальных вещей могут приобрести ковры, сосуды для напитков, изделия из серебра.

 

Считаю, первое знакомство с самой маленькой страной Закавказья прошло успешно.

 

Двигаюсь на Центральный автовокзал, чтобы вернуться в столицу Грузии Тбилиси и продолжить знакомство...

 

На Центральном автовокзале Еревана официальная стоимость проезда до Тбилиси 8000 драм (32 рубля), а у автовокзала стоят частные маршрутки, с которыми можно договариваться. Не знаю, сколько заплатили пассажиры, сидевшие рядом со мной, но мне удалось сбить цену до 7000 драм (28 рублей), плюс ко всему на легковом автомобиле дорога с комфортом пролетела незаметно, а на границе благодаря «общению» перевозчика с пограничниками мы задержались всего несколько минут!

 

В Тбилиси  первым делом решил обменять деньги на местную валюту — лари и определиться с жильём, а потом изучать город. Несмотря на обилие хостелов, в летний период почти все оказались заполненными. На счастье, увидел вывеску у входа в магазин: «Если необходим хостел, обратитесь за информацией в магазин!». Я спросил, есть ли места, и получил положительный ответ. Напротив магазинчика находился дом, в котором хостел был абсолютно свободен  и весь в моём распоряжении.  Стоимость суточного пребывания составила 40 лари (34 рубля). Хозяин — грузин Эрик — предложил бесплатно показать вечерний Тбилиси, рассказать о достопримечательностях, особенностях городских построек, познакомить с местными традициями, чему я искренне обрадовался и не раздумывая согласился. Первым делом хозяин провёл в личный винный погреб, где угостил белым и красным грузинским вином, объясняя, что каждый грузин желает иметь винный погреб и что вина — это неотъемлемая часть культуры и образа жизни. Прогуливаясь, я узнал, что Тбилиси разделён на Старый и Новый город, кроме канатной дороги функционирует фуникулёр, прошлись возле серных бань, постояли у моста Мира. От предложения попробовать настоящие грузинские хинкали  за умеренную плату я не отказался. Таким образом, за 8 лари (6 рублей 80 копеек) я узнал, как правильно кушать хинкали и познакомился с кулинарными особенностями новой страны.  Зайдя в магазин, где продают чурчхелу, Эрик рассказал, из каких сортов винограда ее изготавливают, как правильно выбирать, также поведал, что яство появилось, когда во время боевых действий мужчинам  надо было быстро восстановить силы питательным продуктом (это смесь грецкого и иных орехов в виноградном соке), а также она практична и не занимает много места в сумке солдат. Приобретя на дорогу за 4 лари (3 рубля 40 копеек) качественную чурчхелу, мы вернулись в хостел. В результате, благодаря отличным человеческим качествам Эрика, за вечер я частично познакомился с Тбилиси, узнал многое из истории Грузии, попробовал национальную еду и напитки. Неприятное впечатление произвело огромное количество «попрошаек» на улице, пристающих ко всем. Я их называю именно так, потому что это не нужда, это образ жизни. Подростки под наблюдением взрослой,  вполне здоровой женщины подбегают на улице, в кафе, иногда сами женщины, неплохо одетые, ходят по вагонам метро и даже требуют дать денег. Нуждающимся я не откажу (разве откажешь священнику, который стоит в метро с ящиком для пожертвований), но это в Тбилиси бросается в глаза и заставляет задуматься, кто этим зарабатывает, а кто ищет в этом последнее спасение.

 

Утром с удовольствием посещаю Национальный музей Грузии за 5 лари (4 рубля 25 копеек). Правда и здесь разочаровывает отсутствие буклетов, названий экспонатов на русском языке и всё тот же запрет на фотографирование. Большинство экспозиций неоднозначно посвящены «оккупации» Российской Федерацией. Приводятся примеры массовых репресий советской властью, оккупации территорий Южной Осетии и Абхазии. К сожалению, ни слова не говорится о том, что в годы Великой Отечественной войны грузины сражались и умирали вместе в том числе и с русскими за одну страну, одержав одну на всех Великую Победу. Мне, как побывавшему в Абхазии и видевшему историю чуть иначе, чем преподносится в музее, сложно делать однозначные выводы, лучше сами посетите музей, и пусть сложится собственное мнение: «оккупанты» ли россияне или Абхазия и Южная Осетия имеют право на независимость, стоит ли во всём винить Россию? Это здорово, когда музей не оставляет равнодушным, по доброй традиции в книге благодарностей отмечаю гостеприимство грузинского народа и желаю процветания всей Грузии, прикрепляя очередной «могилёвский след» в качестве открытки нашего железнодорожного вокзала.

 

После еду на метро до станции Дидубе, где нахожу маршрутные автобусы до г. Мцхета. Хочу посетить данный городок, так как он является древнейшей столицей Грузии с визитной карточкой храмом Свети-Цховели. Стоимость проезда в одну сторону  1  лари (85 копеек). Удивительное по красоте место, окружённое со всех сторон горами, в центре населённый пункт с православным храмом. В этой святыне я посчитал правильным начать ещё одну традицию: оставлять при православных святынях других стран рядом с местными почитаемыми иконами маленькую православную иконку особо почитаемых у могилевчан православных святых как символ укрепления веры православной среди стран и «могилёвский след», который, возможно, будет приятно кому-то увидеть. Миссию первого православного просветителя я доверил Архиепископу Могилёвскому и Белорусскому Георгию Конисскому — пусть о нашей стране и великом православном деятеле знают в далёкой Грузии.

 

Стоит сказать, что в Тбилиси огромное количество православных соборов и церквей, самые главные из которых — Сионский Собор и Собор Цминда Самеба. Грузины чтят православную веру, оберегают святыни и стараются, даже проезжая мимо, обязательно перекреститься. Приятным развлеченим для гостей города станет катание на канатной дороге за 1 лари (85 копеек), не забудьте пройтись по центральному проспекту Руставели, полюбоваться Парламентом, площадью Свободы.

 

Для туристов, прибывающих на самолёте в столицу, сложно представить, что Грузия — страна горных вершин Кавказа. В Тбилиси вы их не увидите, лишь небольшие скальные возвышенности. Но благодаря путешествию на автобусе по всей стране с северной до южной границы, видишь настоящую красоту горных пейзажей, скрытых от столичного города.  Теперь с уверенностью можно сказать: Грузия — страна гор и гостеприимства!

 

Пора было знакомиться со следующим государством — Азербайджаном! Приехав на автовокзал г. Тбилиси, неприятно был удивлён отсутствием вечерних рейсовых автобусов на Баку. Пришлось обратиться к водителям маршрутных такси у вокзала с вопросом, как можно добраться туда в вечернее время.     Сообщили, что единственная возможность — это доехать на такси до границы Грузии и Азербайджана, самостоятельно её перейти и от границы ехать до Баку с частными перевозчиками. Чтобы такси было дешевле, предложили на маршрутке добраться до пригорода Тбилиси — Рустави, а там пересесть в такси. Верю и действую! 1,5 лари (1 рубль 30 копеек) трачу на маршрутку до города Рустави. Далее пересаживаюсь в такси и договариваюсь за 30 лари (25 рублей 50 копеек) добраться до границы с Азербайджаном.

 

В течение часа таксист доставил до границы, где с радостью обнаруживаю проходящие пограничный досмотр рейсовые автобусы до Баку. Подхожу к водителю и интересуюсь, найдётся ли одно место. Получаю в ответ: да! Договариваемся о стоимости проезда в 10 долларов (20 рублей). Только водитель попросил сразу оплатить, после чего проходить границу, и уже на азербайжданской стороне обещал забрать меня вместе со своими пассажирами. Благодаря частому прохождению границ и белорусскому паспорту, грузинскую сторону прохожу за 10 минут, а вот у азербайджанской заволновался. Пограничники были недовольны наличием в паспорте штампов о посещении Армении, ведь у стран настоящая ненависть друг к другу. И проблема эта в том, что они не могут решить военный конфликт в районе Нагорного Карабаха. Армения считает эту землю своей территорией, а Азербайджан — оккупированной, признавая самым красивым в республике районом и требуя возврата в свой состав. Только благодаря миротворческим силам российской армии в регионе поддерживается мир, но сами армяне и азербайджанцы утверждают: стрельба в регионе каждый день. Азербайджанцы не желают даже знать о существовании такой нации, как армяне, и государства Армения. Утверждают, что если бы не поддержка Армении российскими военными силами, вернули бы Нагорный Карабах в течение суток. К сожалению, проблема очень серьёзная и настоящего мира в этом регионе будет тяжело добиться.

 

Вот и мне сразу стали задавать вопросы о цели предыдущего визита в Армению, посещал ли зону военного конфликта, что фотографировал (пришлось показывать все отснятые фото), предъявлять армянские сувениры, билет в Национальный музей Армении. Думаю: если в Азербайджан не пустят, обидно. До границы удачно добрался, деньги уплатил за проезд до Баку. Удача, да и, наверное, национальность белорусская, помогли через 20 минут сжалиться пограничникам надо мной и поставить штамп о въезде в Азербайджан. Мне ещё пришлось ждать автобуса около получаса на территории Азербайджана, после чего в 21.00 зашёл в салон, а к 6.00 уже был в Баку на центральном автовокзале.

 

Стоит сказать, что на контрасте с другими закавказскими странами Азербайджан выглядел ярко по дороге в Баку. Все малые и большие населённые пункты ярко освещались ночью, на улицах чистота, много частных предприятий, торговых и точек общепита, работающих ночью, интересных архитектурных решений в зданиях и развязках дорог. Благодаря наличию в стране таких полезных ископаемых, как нефть и газ, страна очень интенсивно развивается.

 

Сразу отправился в центр Баку для изучения достопримечательностей. В городе в утренние часы спокойно, автомобилей немного, легко ходить и рассматривать всё практически в одиночестве.  Это хорошая возможность почувствовать местность, и я рекомендовал бы туристам чаще гулять по городам именно в утренние часы.

 

 Мне наиболее привлекательными объектами показались Девичья башня, «Пламенные башни» (три стеклянных небоскрёба в виде языков пламени), площадь Государственного флага Азербайджана, старинный жилой квартал «Ичери-Шехер», Бакинский приморский бульвар с великолепным видом на Каспийское море, множество парков и скверов. Не забываю менять деньги на местные — манаты. Будьте внимательны: половина банков не работают с российским рублём, поэтому имейте и другую валюту, чтобы не волноваться так, как я. К сожалению, само Каспийское море в Баку покрыто маслянистыми пятнами, которые не только не позволяют купаться, но и заставляют сопереживать, что из-за благополучия города, добычи нефти о чистоте забыли. В окрестностях Баку прямо на побережье качают нефть — вышки, между которыми можно спокойно походить и подойти к Каспию, к тому же в жару очень неприятен запах жидких углеводородов, периодически разливающейся у вышек.  Да, благосостояние Азербайджана из-за добычи полезных ископаемых очевидно: современные постройки, внедрение передовых технологий, но что станет с Каспийским морем через несколько десятилетий при такой интенсивной добыче и загрязнении, трудно представить!

 

Национальный музей истории Азербайджана (вход 5 манат — 6 рублей 40 копеек) приятно удивляет названиями экспонатов на азербайджанском, английском, русском языках, к тому же мне предложили папку с более подробным описанием залов на русском языке. Здесь отражена вся история без искажений: и репрессии в годы советской власти, и сражения в годы Великой Очечественной войны, геноцид азербайджанцев со стороны армян. Здесь, как и в Армении, представляют исторические сведения, подтвержающие, что Нагорный Карабах именно их территория. Я эту сложную тему спорной территории лишь частично решил затронуть, ведь правой каждая страна считает себя, но то, что в музее история не умалчивается, упоминаются все этапы (и радостные, и сложные), заслуживает уважения. С удовольствием оставляю благодарность  в книге за проведённую экскурсию, за возможность на русском языке более подробно узнать об экспонатах, желаю мирного неба и процветания азербайджанскому народу, с приветом из Могилёва.

 

В Баку найти хостелы оказалось весьма сложно. Пройдя центр города, я не нашёл ни одного, но знал, что в таком городе, с таким потоком туристов, их должно быть много. Зато увидел русскую православную церковь в этой преимущественно мусульманской стране.  Она больше похожа на жилой дом, где первый этаж оборудован для проведения богослужений. Во внутреннем дворе у меня поинтересовались, откуда я, и узнав, что из Беларуси, сказали, что представят меня настоятелю. Через минуту я общался с настоятелем, у которого спросил, можно ли найти ночлег при святыне. Мест не оказалось, зато настоятель распорядился меня накормить и собрать в дорогу питание. Приятно первый раз очутиться в трапезной церкви, почувствовать внимание православных людей к путешественнику. Щи на первое, постная рисовая каша с творогом на второе,  кофейный напиток. И в дорогу еще стеклянная банка риса, щей, несколько конфет и печенье. Вот такая православная поддержка. После обеда ещё раз захожу в саму церковь, благодарю за поддержку Бога и решаю при Русской Православной церкви в Баку оставить ещё одну маленькую ламинированную иконку Архиепископа Могилёвского Павлина  как символ укрепления православных связей между нашими городами. Также настоятель предложил помощь местного парня Миши, знающего, где недорого можно разместиться.  Миша уже через несколько минут привёл меня к дверям хостела, а я десять раз ходил возле этого места и ничего не замечал! Видно, сначала обязательно стоило попасть в православную святыню, а уж потом найти жильё. Вот так я с комфортом разместился в хостеле «Старый Баку», за сутки 18 манат (23 рубля), был сыт и про ужин также не волновался.

 

В Баку хорошо сочетаются старинные восточные постройки со стеклянными современными сооружениями. Здесь культура, стиль, своя вера — мусульманство не пугают, как, например, в Турции, а кажутся родными, наверное, из-за долгой совместной истории в одной великой стране — СССР. В Баку, как и в Ереване, Тбилиси, на улицах огромное количество питьевых фонтанчиков для утоления жажды, выполненных в интересных каменных плитах, чтобы, сделав глоток, человек как бы поклонился и поблагодарил воду. Единственное — вода вкусная, но всё же сырая, не злоупотребляйте. Старайтесь пить бутилированную. На улицах Баку я остановился у мужчины, который снимал с дерева инжир, рядом созревал гранат, и попросил сфотографировать меня у экзотических деревьев. Разговорившись и узнав, что я из Беларуси, мужчина рассказал о своей молодости, знакомстве с Беларусью и с радостью угостил самыми спелыми плодами, похваставшись, что своими руками высаживал и следил за этими деревьями. При прогулке по Каспийскому морю попросил одного из рыбаков также сделать фото, в результате знакомства азербайджанец с удовольствием прокатил меня на своём автомобиле вдоль побережья и бесплатно привёз обратно в город. Вот из таких приятных событий и формируется любовь к путешествиям, к посещаемым странам и нациям! Ну, а вечером Баку становится другим благодаря подсветке зданий, лазерных проекций на достопримечательности. Он весь купается в разноцветии.  И это просто обычный вечер! Баку, как и весь Азербайджан, подтверждает более сильную, обеспеченную экономику, возможности развития по сравнению с соседями.

 

Пробыв здесь несколько дней, я решил отправляться в сторону дома. На Москву автобусы ходят лишь в понедельник и четверг, а на календаре суббота (!). Есть единственный вариант — рейс до Нижнего Новгорода, а там добираться до Москвы 350 км. Стоимость билета у перевозчика 120 манат (153 рубля 60 копеек), говорю: бронируйте. А сам — на центральный автовокзал узнать стоимость официального перевозчика. Оказалось, 110 манат (140 рублей 80 копеек). Подхожу к частнику и говорю: «Официально перевозка стоит 110, вы готовы мне снизить стоимость проезда?». «Хорошо, поедешь за 110 манат», — ответил он. Вот так за 10 минут ещё немного экономии на сувениры, питание. Билетов за проезд никто в странах Закавказья не даёт, оплата производится непосредственно водителю, и пробуйте сбивать цену, иногда очень помогает!

 

Дорога в компании преимущественно азербайджанцев проходит быстро, фильмы в автобусе хоть и на азербайджанском языке, но сюжет воспринимается нормально, иногда ты искренне смеёшься со всеми, понимая смысл, хоть и не знаешь языка.

 

Что касается цен на продукты питания (исключая фрукты и овощи), то цены в странах Закавказья сопоставимы с нашими, поэтому расходы на питание вполне прогнозируемы.

 

Остановлюсь немного на прохождении границы Азербайджана. Снова возникают у пограничников вопросы по поводу посещения Армении, снова досмотр вещей, фотографий, доказывание, что интересуют только достопримечательности, музеи, но никак не конфликт между государствами. Делаю вывод, что следующим туристам будет очень сложно после посещения Армении попасть в Азербайджан. Меня, наверное, выручили промежуточные штампы нахождения в Грузии, а не сразу из Армении в Азербайджан. Через 20 минут всё же поставили штамп о выезде.

 

А ещё узнаю, что обилие машин с грузинскими номерами на азербайджанском направлении связано с тем, что единственный пограничный переход «Верхний Ларс» между Грузией и Россией закрыли, так как обильные дожди размыли дорогу и на ремонт требуется около 20 дней. Вот так я успел не только попасть в Грузию через данный переход, но и чудом избежал проблем, ведь изначально планировал начать путешествие с Азербайджана и возвращаться уже через «Верхний Ларс» в Россию. И как здорово, что всё сложилось так удачно!

 

В 5.00 автобус прибывает в Нижний Новгород, и здесь происходит ещё одно важное для меня обстоятельство. Единственный рейс на Москву только утром в 6.30, и опоздай я, сутки незапланированных расходов и томления ожидали  бы меня. На счастье, приобретаю билет до Москвы за 900 российских рублей (26 рублей), и в обед я в столице Российской Федерации, да ещё и на Щёлковском автовокзале, откуда ежедневно в 19.45 отправляется автобус Москва-Могилёв за 1500 российских рублей (45 рублей).

 

В 6.00 следующего дня я вернулся в Могилёв.

 

Из недостатков автобусных путешествий можно отметить лишь затекание ног да перепады температур в салоне и на улице из-за кондиционера, хотя остановки каждые три часа помогают справляться с неудобствами ограниченного места, а также не возникает проблем с питанием.  Все автобусы были качественные, за исключением Москва—Ереван. По сравнению с поездами они быстрее доставляют до пункта назначения, а стоимость билетов, как ни странно, ниже, чем на поезда. Вот так благодаря автобусам я сумел добраться до стран Закавказья. В ночные переезды дорога проходит незаметно, а днём стараешься из окна автобуса замечать особенности местности, ведь проезжал и видел такие республики, как Кабардино-Балкария (г. Нальчик), Северная Осетия — Алания (г. Владикавказ), Дагестан (древний город Дербент, которому 2000 лет), Калмыкия (г. Элиста), Мордовия (г. Саранск), а также великие города Волгоград, Владимир.

 

Безусловно, попасть на отдых в страны Закавказья проще и быстрее самолётом, но для себя давно определился, что сама дорога дарит эмоции, сопоставимые с  конечной точкой маршрута.

 

Восторг от путешествий — это когда видишь, чувствуешь, заряжаешься положительными эмоциями.       


Комментарии к статье


Имя:


Город:


Комментарий:

Внимание! Комментарий появится на сайте после прохождения модерации.


© Общество с ограниченной ответственностью "Газета "ВЕЧЕРНИЙ МОГИЛЕВ". УНП 700008922.
Юридический адрес: 212030, г. Могилев, ул. Первомайская, 89. Телефон 32-71-16.
Свидетельство о государственной регистрации № 800. Выдано Министерством информации Республики Беларусь 24.11.2009г.
Все права защищены. Использование информации допускается только со ссылкой на источник.

Создание сайта Yanina Protskaya