ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ
ДЕНЬ ЗА ДНЕМ
КУРСЫ ВАЛЮТ
"СЕЙЧАС СКАЖУ!"
РЕКОМЕНДУЕМ
ГАЗЕТА
ДЛЯ ДОМА, СЕМЬИ
И ЛИЧНО ДЛЯ ВАС

ЧИТАЙТЕ
в свежем выпуске
№ 19 за 10 октября, 2017 г.:

Нет осенней хандре!
Вопросы-ответы о пенсии.
Работы на даче в октябре.
Воспитание детей без крика.
Как расставаться красиво?
ПОЛЕЗНАЯ
ГАЗЕТА
О ЖИВОТНЫХ

ЧИТАЙТЕ
в свежем выпуске
№ 10, октябрь, 2017 г.:

Увеличиваем яйценоскость кур.
Всё о домашних индюках.
Составляем рацион для свиней.
Как собаки видят наш мир?
Определяем возраст кошки.
Радости и гадости нашего городка
Зверьё моё

ЛЮДИ,
О КОМ И О ЧЕМ СПОРИМ?

 

В соответствии с планом проведения мероприятий, посвященных празднованию 300-летия со дня рождения святителя Георгия Конисского, Архиепископа Могилевского и Белорусского, проходит общественное обсуждение по возможному переименованию площади Орджоникидзе в площадь его имени.

 

Многие граждане г. Могилёва поддерживают данную инициативу, но  есть и противники. Это в принципе хорошо. Однако для не совсем информированных граждан, кричащих «лучше бы тетрадок детям  купили», сообщаю, что переименование для бюджета города не несёт финансовой нагрузки, так как на площади нет юридических адресов и даже информационных табличек. А переписывание информационных таблиц маршруток и автобусов происходит ежегодно. Это, скорее, вопрос информированности и знания истории населением, силы привычки (которая медленно искореняется) и частично политической ситуации настоящего дня.

 

Возможно, должно пройти немало времени, чтобы мы перестроили сознание на новый лад, да и переписывание истории неблагодарное дело, но жить сознанием  сомнительного прошлого, не дать надежду на лучшее детям — разве не преступнее?

 

Если по порядку, то, как правило, о покойниках либо хорошо, либо ничего. Но скажу: личность Григория Константиновича  Орджоникидзе (1886-1937), наркома тяжёлой промышленности (фельдшера по образованию), не просто спорна и неоднозначна — он был исполнительным  членом партии и работал с особым рвением (хорошо исполнял порученные партией дела).

 

С его подачи уничтожены  тысячи  людей как «антисоветский элемент», на Кубани он  изымал «излишки хлеба» у ограбленных крестьян, вызвав голод и огромные людские потери. На Северном Кавказе  уничтожил казачество, разыграв конфликт с чеченцами и ингушами. А затем занялся грандиозными стройками, на которых применялся рабский труд заключенных, которые тысячами гибли из-за голода, холода и невыносимого труда. Впрочем, многих сейчас это не очень волнует, мы в основном (по этим же причинам замалчивания) не помним своего родства.

 

При сборе подписей за переименование площади мне встретились две женщины, которые со слезами на глазах (и до сих пор неподдельным страхом) рассказали, как были с родителями  на этих стройках. Как теряли близких и незнакомых людей, как умирали младшие братья и сёстры, как спали в промёрзлых бараках, испытывая постоянный голод. Как родители для безопасности и от безысходности привязывали их на целый день, как потеряли здоровье и веру.

 

Безусловно, не сам Орджоникидзе работал именно в этих лагерях, но под его руководством всё происходило. При  кадровых чистках 1937 года застрелился. Вопрос, на который нет ответа — то ли глубокое раскаяние овладело им (хочется в это  верить), то ли испугался за свою жизнь и решил избежать участи соратников. В том или ином виде мы уже 70 лет увековечиваем  память убийцы и самоубийцы. И несмотря на то, что ещё живы свидетели тех событий, держимся за его имя, хоть с Могилёвом оно, к счастью, не связано.

 

А кто такой Георгий Конисский,  не знаем или  не желаем знать. Ведь умер он 200 лет назад, а последние 100 лет его имя не просто стиралось из памяти, но и его мощи были надёжно закопаны, а свидетели исчезли. Несмотря на это, его имя продолжает жить. А в следующем году будет отмечаться 300-летие со дня рождения.

 

В ряду великих деятелей эпохи Просвещения, таких как  Дидро, Руссо, Гёте, Шиллер, Прокопович, Ломоносов и другие, стоит имя Георгия Конисского, архиепископа Могилевского и Белорусского. В его лице мы имеем выдающегося профессора, философа, теоретика литературы, богослова, проповедника, дипломата и поэта. Конисский внес значимый вклад в историю украинских и белорусских земель, оставил обширное наследие, до сего времени полностью не изученное.

 

В 11 лет поступил в Киево-Могилянскую академию. Все 15 лет обучения отличался прекрасными способностями и неутомимым трудолюбием, отличными успехами в истории, физике, красноречии, стихосложении, но более всего в богословских и философских науках. В совершенстве владел латинским, древнееврейским, греческим, польским, немецким языками. В студенческие годы началось и литературное творчество Г. Конисского. Он автор драматических произведений на украинском, стихов на славянском, польском, латинском языках. В 27 лет  принял в Киево-Печерской лавре монашеский постриг с именем Георгий.

 

С 1755 года Георгий Конисский возглавил Могилевскую епархию. В октябре он при­ехал в Могилев. Его встречали ветхие храмы, бедность и к тому же духовное невежество верующих и священников. Странная картина разрушения, морального и физического, представилась взору епископа при вступлении в епархию. Вот как описывал впоследствии сам Преосвященный первые впечатления: «Подъехавши к Могилеву я прежде всего узнал свою кафедру по великому безобразию и бедности ея сравнительно с римскими костелами... хорошо отделанными и богато украшенными...» Материальные затруднения осложнялись нищетой духовной как пасомых, так и самих пастырей. Но, кроме нищеты и невежества, были еще враги внешние. В своей проповеди Георгий с горечью восклицал: «Духовные, властию и силою мирскою укрепясь, гонят православный народ, как овец неимущих пастыря, или до костелов, или до униатских церквей, — гонят не точию из домов, но из церквей наших».

 

Однако печальная действительность и мрачная перспектива не испугали епископа. Он мужественно вступил на великий подвиг апостольского трудника и защитника. Искусный оратор, Георгий умел говорить с народом просто, понятно, подчас используя резкие слова для вразумления малограмотной паствы от суеверий и духовной лени.

 

По мнению А.С. Пушкина, «проповеди Георгия просты и даже несколько грубы, как поучения старцев первоначальных; но их искренность увлекательна».

 

В том же году Конисский организовал при архи­ерейском доме типографию, в которой переиздал для народа несколько сокращенный текст «Катехизиса» Феофана Прокоповича. В своем переводе с церковно-славянского на славянско-белорусский диалект издал морально-духовные книги для народного чтения. Особое значение просветитель придавал развитию Могилевской духовной семинарии, в которой после строительства нового здания в 1785 г. были открыты расширенные классы богословия, философии; латинского, греческого и польского языков. Люди, которыми гордится Могилёв, были воспитанниками семинарии. У Георгия Конисского имелись замыслы создания в Могилеве учебного заведения университетского типа не только для церковного, но и   для светского образования, в котором бы преподавались такие дисциплины, как история гражданская, география, юриспруденция, физика, немецкий и французский языки. Однако им не суждено было сбыться ни в 18, ни в 19 веках. Но всё же он открыл школы в Орше, Витебске и других городах, заботился об образовании детей в церковно-приходских школах по всей Беларуси.

 

Многим обязан деятельной натуре Георгия Конисского город Могилев, в том числе появлением архитектурных памятников, имевших в свое время важное значение.

 

Известный архитектор Ян Крыштоф Глаубиц разработал проект, в соответствии с которым к 1762 г. на высоком берегу Днепра был возведен величественный Спасо-Преображенский собор, до 1802 г. являвшийся кафедральным. На полученные из России средства были построены здания архиерейского дома и консистории со служебными помещениями. Прежний деревянный архиерейский дом и землю при нем архиепископ Георгий подарил могилевским лютеранам-протестантам, которым сочувствовал, поскольку они также, как и православные, жестоко страдали от преследований католиков. На подаренной земле лютеране построили кирху, а в благодарность Конисскому заказали живописный портрет Георгия и поставили его в своем храме рядом с изображением Лютера — основателя лютеранской церкви. Этот портрет сохранился до нашего времени, с него делаются все современные иконы, на которых святитель изображается именно таким, каким был при жизни. В 1780 г. Конисский участвовал в закладке нового собора Святого Иосифа Обручника, построенного по проекту архитектора Н.А. Львова, который реконструировал и площадь перед храмом, придав ей овальную форму (в настоящее время на месте храма располагается  торговый центр «Днепр»). В этот же период Георгием было построено новое здание Могилевской духовной семинарии, в Спасском монастыре сооружена новая каменная колокольня.

 

Постепенно велось строительство и ремонт многих приходских храмов. Церкви сооружались святителем в с.Нейдоке Рогачевского уезда, в м. Дубровно, в д. Герасименки и д.Селичи близ Черикова. В пригороде Могилева Печерске была построена деревянная церковь в честь его небесного покровителя Георгия Победоносца.

 

Архиепископ Могилевский и Белорусский Георгий Конисский прожил долгую для своего времени жизнь — 78 лет,  40 из которых провёл на Могилёвской земле , защищая угнетённый православный, да и протестанский люд. Георгий Конисский скончался 13 февраля 1795 г. Он был погребен  в сооруженном им Спасском соборе г. Могилева. Тело святителя сохранилось нетленным. Это было обнаружено впервые в 1812 году французами, искавшими в склепе оружие. В настоящий момент место нахождения мощей святителя неизвестно.

 

Образ святителя Георгия как просветителя Белой Руси и Архипастыря Церкви Христовой отражен на скульптурном монументе к 1000-летию России, сооруженном в 1862 году на площади Новгородского Кремля. На монументе  представлены всего лишь 106 исторических личностей, наиболее отличившихся за тысячу лет существования государства Российского.

 

Архиепископ Конисский помещен здесь рядом с изображениями просветителей Кирилла и Мефодия, Нестора-летописца и других святых и образованнейших людей своего времени.

 

Георгий Конисский собрал большую и ценную библиотеку, которую он завещал епархии. Однако вопреки завещанию один из его преемников вывез библиотеку в Астрахань.

 

26 ноября — поминовение Архиепископа Георгия Конисского ввиду громадного значения в истории могилевской Церкви. Его образ навсегда пребудет живым заветом любви к правде, мужеству, верности своей вере.

 

А нам, могилевчанам, следует помнить об этом и гордиться великим прошлым. Но пока его именем названы только его же дом и вал, да и тот носит название Архиерейский. Позор, да и только. И что же будут писать наши потомки в этих “тетрадках”?

 

Антонина АНТОНЕНКО,

г. Могилев.

 



Комментарии к статье


Имя:


Город:


Комментарий:

Внимание! Комментарий появится на сайте после прохождения модерации.


© Общество с ограниченной ответственностью "Газета "ВЕЧЕРНИЙ МОГИЛЕВ". УНП 700008922.
Юридический адрес: 212030, г. Могилев, ул. Первомайская, 89. Телефон 32-71-16.
Свидетельство о государственной регистрации № 800. Выдано Министерством информации Республики Беларусь 24.11.2009г.
Все права защищены. Использование информации допускается только со ссылкой на источник.

Создание сайта Yanina Protskaya