ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ
ДЕНЬ ЗА ДНЕМ
КУРСЫ ВАЛЮТ
"СЕЙЧАС СКАЖУ!"
РЕКОМЕНДУЕМ
ГАЗЕТА
ДЛЯ ДОМА, СЕМЬИ
И ЛИЧНО ДЛЯ ВАС

ЧИТАЙТЕ
в свежем выпуске
№ 21 за 14 ноября, 2017 г.:

Когда нельзя много спать?
Если задерживают зарплату...
Лучший подарок любимым.
О христианских добродетелях.
Учимся восхищаться мужьями.
ПОЛЕЗНАЯ
ГАЗЕТА
О ЖИВОТНЫХ

ЧИТАЙТЕ
в свежем выпуске
№ 11, ноябрь, 2017 г.:

Зачем животным хвоя?
Если у лошади — хромота...
Приучаем кота к туалету.
Уход за морской свинкой.
О содержании гусей.
Такие мысли...

* * * Не нужно додумывать слишком много. Так вы создаете проблемы, которых изначально не было. Фридрих Ницше.

* * * Жить так, как вы хотите, — это не эгоизм. Эгоизм — это когда другие должны думать и жить так, как вы хотите. Оскар Уайльд.

* * * Когда глаза устремлены в небо, в них отражается небо. Когда смотрят на болото — отражается болото. Наш выбор в том, куда глаза обратить. Д. Емец.

* * * Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным. Луций Анней Сенека.

* * * То, что Вы можете воспринимать спокойно, больше не управляет Вами. Конфуций.

* * * Давно уже отмечено умными людьми, что счастье — как здоровье: когда оно налицо, его не замечаешь. Но когда пройдут годы, — как вспоминаешь о счастье, о, как вспоминаешь! Михаил Булгаков.

* * * Реклама — средство заставить людей нуждаться в том, о чем они раньше не слыхали. Мартти Ларни.

* * * Жизнь любого занята завтрашним днем. Люди не живут, а собираются жить. Сенека (младший).

* * * Когда одна дверь счастья закрывается, открывается другая; но мы часто не замечаем ее, уставившись взглядом в закрытую дверь. Хелен Келлер.

НЕ ВИННО ВИНО,
НО ПРОКЛЯТО ПЬЯНСТВО...

 

Именно этими словами из книги Притчей Соломона начал одну из своих замечательных проповедей святитель Димитрий, митрополит Ростовский более трёх столетий назад. Ещё в четвёртом веке Святитель Василий Великий выказал своё отношение к этому явлению, как вражде против Бога, добровольно накликаемому бесу. «Пьянство отгоняет Святого Духа». Прошли века, тысячелетия. И всё это время с пастырской любовью и заботой призывает Православная Церковь своих братьев и сестёр к трезвости и здравомыслию. И Бог внемлет молитвам истинно верующих в него… И только человек, ставший на путь удаления от Бога, остаётся глух к увещеваниям Церкви, мольбам родных и друзей.

 

Ощущение  пустоты и одиночества порождает в нём неутолимую жажду создания иллюзорного благополучия. И такой болезненный симптом, как  чувство вины, успешно «купируется» приёмом всё новых доз алкоголя. И в моменты просветления пьющий человек осознаёт это, но по инерции продолжает двигаться к саморазрушению. Почему так происходит? В чём причина перехода умеренного употребления алкоголя в пагубное пристрастие?  Британская Энциклопедия так трактует данный вопрос: «Считается, что причины алкоголизма могут быть вызваны дурной наследственностью, неправильным питанием, нарушением эндокринной системы, латентной гомосексуальностью, воздействием экономической нестабильности, плохими социальными условиями или греховной природой» (Брит. Энц. 1996 г.). С точки зрения православного человека последнего пункта этого определения вполне достаточно: все остальные – лишь следствие. Как ещё можно объяснить противное здравому смыслу стремление человека убивать себя? Можно говорить об одержимостью бесами, о болезни на уровне необратимых гормональных изменений или неблагоприятных  экономических условиях, исключая тем самую личность из процесса алкоголизации.

 

На некоторое время можно, конечно, остановить человека с помощью страха, «закодировав» его, с помощью изоляции – при содержании в ЛТП, даже угрозами вечных страданий в ином мире, где никто не нальёт спасительных  100 грамм. Но истинное положение вещей от этого не изменится. Ведь освободить раба пагубных привязанностей ещё большим порабощением его не менее пагубному страху невозможно!  Святоотеческая традиция определяет пьянство как «… несчастье, над которым смеются, болезнь, над которою издеваются; произвольное беснование, которое хуже умопомешательства»(святитель Иоанн Златоуст).  Не в добровольно ли изменённой первым человеком собственной природе заложена страсть к саморазрушению у всего человечества? Так можно ли говорить в общепринятом смысле о профилактике того, что уже произошло?! Для верующего человека – да, поскольку осознание именно этого факта как первопричины является наилучшей профилактикой следования греху. Давайте вообразим, что мы с вами находимся на юге на прекрасном курорте. Там разбит виноградник с отменными плодами. Но в этом винограднике попадаются также и змеи, толстые, черные, слизкие змеи. В винограднике развешаны таблички. Мы читаем одну из них: «Откусывать у змей головы и хвосты отдыхающим строго запрещается». Не правда ли, вы скажете: «В высшей степени бес­смысленный и излишний запрет. И без него нико­му такое в голову не придет». Но мы читаем еще одну табличку: «Срывать виноград запрещается». И этот запрет, скорее, покажется нам оправданным. Так заповедь Господня гласит: «Не убивай!». Но зачем было бы запрещать то, к чему у человека нет внутренней потребности? Не будем заблуж­даться. Мы — потомки бесконечно длин­ной череды поколений убийц. И страсть к убийству и саморазрушению у нас в природе.

 

Медицина много занимается проблемами алкоголизма, отыскивая всё новые его причины, но сталкивается с непреодолимой проблемой, будучи не в состоянии изменить духовной сущности человека. Открытые учёными физические и психологические феномены лишь сопровождают пагубную привычку, ставшую для многих образом жизни, а предлагаемые материалистические теории, по сути, модели, выстроенные одними людьми с позиций своего, определённого жизненного опыта для понимания других, отличных от них людей. Многие из них, хоть и с оговорками, претендуют на «универсальность». К истинному пониманию это, правда,  не приводит, зато позволяет воскликнуть внутри себя, подобно фарисеям: «Как хорошо, что мы не такие!».  Задумаемся: Божьей ли славы ищут создатели этих моделей или своей собственной? Создал ли Господь «алкоголика», «неудачника», «бесноватого»?  А может быть, падший человек «наградил» себе подобного этим клеймом, говоря о вредной для Духа, души и тела,  привычке? Сейчас мы специально не говорим о зависимости, алкоголизме, бесноватости, и не говорим именно потому, что всем хорошо известно, что  это такое. (Во всяком случае, нам кажется, что известно.) Мы забываем, что самый главный вопрос человеческой жизни – это вопрос личной ответственности перед Богом за свою прожитую жизнь  в час Суда.   Вспоминай мы об этом почаще, возможно, поостереглись бы в категоричных прогнозах относительно земной и загробной жизни наших братьев. И какой бы социальной или даже вселенской ни была проблема пьянства, независимо от того, насколько оно стало образом жизни общества, в первую очередь – это проблема каждого пьющего человека в отдельности.

 

Думая о себе как о «зависимом», неизлечимо больном, мы признаёмся в том, что «процесс протекает помимо нашей воли». Это ведёт к сознанию бессилия и, в конечном счёте, отчаянию. Но встречаем мы и другую «крайность»:  «Если я зависим, — предоставьте мне независимость!», «Если болен — лечите!», «Если во мне бесы — изгоняйте!», «Вам надо — вы и делайте!». При такой «активной пассивности» мы действительно вправе говорить о душевном расстройстве, вызванном хроническим отравлением алкоголем и продуктами его расщепления в организме. Эта та степень безрассудства и упорства во грехе, о которой Господь сказал:  «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его, и если не послушает тебя… и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь». [Мф.18:15 – 17 ]. Но чаще – человек не хочет отказаться от алкоголя, т.к. не видит альтернативы пьянству. Ведь, по словам У. Шекспира, «мириться лучше со знакомым злом, чем бегством к незнакомому стремиться». И лишь Божья помощь в осознании того, что «Душа по природе христианка» , может подтолкнуть человека позволить своей душе устремиться к известному ей Добру и Свету!  Эта глубокая мысль, принадлежащая учителю Церкви Тертуллиану,  помогает вспомнить мгновения, когда нечто неназываемое, непонятное внутри нас тревожилось, тосковало, томилось и плакало — словно то, что мы называем душой, рвалось наружу из своей телесной оболочки. И мы стараемся не думать об этом, будучи заранее уверены, что ничего не получится: мы слишком слабы и греховны, чтобы оторваться от пагубной привычки. Но мы забываем, что «человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу». [Мк.10:27] .

 

Из чего же и как увидим мы, что способны жить трезвыми? Вспомним  поучения древних: «Если хочешь увидеть – научись действовать». В любой области человеческой деятельности, будь то ремесло, искусство или наука, действует определённая закономерность. Если человек начнёт какое-либо действие, которое вполне выполнимо, но раньше он его не выполнял, потому что считал бессмысленным, то, реализуя его, он испытает что-то такое, что никакие объяснения не могли бы заставить его увидеть или испытать. Так, лишь «выполняя инструкции» композитора, музыкант фактически (хоть и звучит это прозаично) производит определённые действия, рождая то, что мы воспринимаем как музыку. И противоположным примером тому являются современники Галилея, которые отказывались смотреть в телескоп. Они знали не глядя: утверждения Галилея о том, что он видит в телескоп, не могут быть правдивыми, поскольку не соответствуют их представлению об устройстве мира. Человек ничего не видит лишь тогда, когда делает что-то, опираясь на ложные знания, свой негативный опыт в прошлом, общественное мнение и скептическое отношение со стороны т.н. «доброжелателей» вместо того, чтобы обратиться за «инструкциями» к тем, кто имеет реальный опыт «брани Духовной».

 

Порой кажется, что «незнание – сила». Оно предпочтительней ложных знаний и представлений. Так, пчела слишком тяжела для того, чтобы маленькие крылья подняли её, но она не знает об этом, поэтому летает. Мы же знаем точно:   «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною». [1 Кор. 6:12  ] . И этому верному знанию следуем далеко не всегда…  В творениях святых отцов Православной Церкви мы встречаем множество наставлений о том, как избавиться от греховной страсти пьянства. Все их можно свести к тому, что для преодоления недуга необходимы «вера, молитва, пост, смирение, искреннее покаяние перед Богом в таинстве исповеди, частое призывание имени Господа нашего Иисуса Христа, молитвы ко Пресвятой Богородице и святым угодникам Божиим и, конечно же, регулярное причащение Святых Христовых Тайн. Православная Церковь имеет значительный  опыт исцеления человеческих душ, в ней можно найти реальную помощь и поддержку. Осознание необходимости Божьей помощи – первый шаг на пути к исцелению. Будем же помнить слова Господа Христа, обещавшего: «Приходящего ко мне не изгоню вон» [Ин. 6:37]. И да пребудет Бог на этом пути со всеми нами!

Павел СИВЦОВ,

врач-психотерапевт диспансерного отделения

УЗ «Могилевская областная психиатрическая больница».

 

Настоящая статья благословлена к публикации

епископом Могилёвским и Мстиславским Софронием .



Комментарии к статье

Александр (Климовичи.)

12.04.2016 11:59

В интернете можно послушать лекции доктора на эту тему в свободном доступе.Спасибо, Вам уважаемый Павел Викторович! Ждем Ваших публикаций на различные темы.

Имя:


Город:


Комментарий:

Внимание! Комментарий появится на сайте после прохождения модерации.


© Общество с ограниченной ответственностью "Газета "ВЕЧЕРНИЙ МОГИЛЕВ". УНП 700008922.
Юридический адрес: 212030, г. Могилев, ул. Первомайская, 89. Телефон 32-71-16.
Свидетельство о государственной регистрации № 800. Выдано Министерством информации Республики Беларусь 24.11.2009г.
Все права защищены. Использование информации допускается только со ссылкой на источник.

Создание сайта Yanina Protskaya